Методическая разработка. «Помощь учителя-логопеда по предупреждению ошибок письменной речи у младших школьников»

Алла Ефанова
Методическая разработка. «Помощь учителя-логопеда по предупреждению ошибок письменной речи у младших школьников»

Помощь учителя-логопеда учителям начальных классов по предупреждению ошибок письменной речи у младших школьников.

Ефанова Алла Викторовна

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. При дисграфии наблюдается характерная замена букв.

Типичные ошибки при дисграфии:

-Многочисленные пропуски гласных и согласных

-Встречаются лишние буквы-«голубокий ров»

-Раздельное написание приставок-«на ступил»

-Слитное написание предлогов и слов-«В лес поскатертина стол», «Неспешис языком, а спеши сделом»

-Пропуски предлогов

-Перестановка слогов- «Дерево воде не топонет»

-Неумение передавать мягкость согласных на письме- «Ветки деревень», «Больит»

-Аграмматизмы-«Туча поднялся над лесом», «Теплый время года»

-Грубые искажения слов-«Аеве дай капанадаши» (Леве дай карандаши)

-Затруднения при звуко-буквенном анализе слов

-Смешение оптически сходных букв-«у-ч», «т-п», «м-л», «о-а», «ш-щ», «ц-и», «х-ж»

-Не чувствует ударную гласную и поэтому затрудняется в определении безударной и в подборе проверочного слова

Методы и приемы для профилактики и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников.

1. Анализ и синтез слов с последующей записью.

2. Звук-буква-анализ-синтез на уровне слога, слова, фразы с последующей графической записью и работа с буквой на разрезной азбуке.

3. Узнавать контуры изображенных предметов.

4. Узнавать предметы, изображенные один над другим, один за другим.

5. Уточнить из каких элементов состоит буква.

6. Найти изученную букву среди других.

7. Проводить работу по развитию зрительной памяти.

8. Учить пространственному восприятию, зрительному анализу и синтезу слов.

9. Находить левую и правую стороны.

10. Уметь ориентироваться на местности.

11. Отгадывать слова. «ба-/бочка/»

12. Придумывание слов со стечением согласных в различных частях слова. (вначале, середине, конце)

13. Списывание из текста слов со стечением согласных. Вставлять пропущенные согласные.

14. Различать на слух звонкие и глухие согласные.

15. Писать словарные диктанты с предварительным звуко-буквенным анализом.

16. Записывать пары слов по слуху – кадушка-катушка; бык-бок.

17. Списывание предложений с пропущенными словами.

18. Составление предложений под картинками. Запись.

Особенности и приемы работы по списыванию:

Должно быть списывание, а не срисовывание букв.

1. Чтение слова целиком, разбиваем на слоги. Записываем слоговой анализ МА-ШИ-НА.

2. Чтение написанного слова по слогам и сравнение его с напечатанным.

3. Такая же работа проводится и по списыванию по словам.

Для улучшения качества образования, при наличии подобных ошибок, рекомендую обращаться к логопеду для получения индивидуальной помощи.

Источник: maam.ru