Методическая разработка. Конспект занятия в старшей по возрасту группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2. Пара»

Ирина Глухова
Методическая разработка. Конспект занятия в старшей по возрасту группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2. Пара»

Составитель: педагог дополнительного образования Глухова Ирина Петровна

Цель:

1. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.

2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

3. Развивать наблюдательность, мыслительную активность. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

4. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал: счетный материал в картинках мячики и кубики, картинки на фланелеграфе:1 солнышко, 1 девочка, 1 елочка, 2 тучки, 2 гриба, 2 птички; парные картинки: лыжи, коньки, сапожки, носки, варежки. Демонстрационная карточка с цифрой 2, обучающая правильному написанию цифры.

Раздаточный материал: индивидуальный набор цифр, цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги с окошком (клеткой-домиком) для цифры.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. Отлично!

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобою дружим маленькие пальчики

1,2,3,4,5 — Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1!

Дружно мы в кругу стоим!

Основная часть.

2. «Пошли цифры погулять» …Ребята ваши цифры засиделись в коробочке, давайте их отправим на прогулку, но не просто так, их нужно расположить от 1 до 10 в ряд. А теперь посчитаем. Счёт (прямой и обратный)

— Какое число стоит между числами 2 и 4?

— Какое число стоит справа от 6? Слева от 3?

Задание «Музыкальный диктант».

Педагог: Сейчас вам нужно показать цифру, обозначающую количество ударов, которые я отобью, хлопая в ладоши. Готовы? Ну, тогда слушайте! (Педагог отбивает с помощью хлопков некоторое количество ударов, а дети показывают ответ поднимая карточку с цифрой, возвращая после показа на порядковое место).

3. Ловушка. — Проверка опорных знаний.

На доске равенство с ошибкой. (картинки с мячами и кубиками зелёного и синего цветов)

Детям предлагается исправить ошибку, обосновав свой ответ.

Разбивка на группы, составление равенств.

— Сколько всего мячей? Кубиков? (4)

— На какие части их можно разбить? (по размеру – большие и маленькие; по цвету – зелёные и синие).

4. Образование числа 2.

Игра «Динамические картинки».

На фланелеграфе составлена динамическая картинка из солнышка, девочки, елочки, тучек, грибочков.

Педагог: Ребята посмотрите на картинку, которую я вам составила. И послушайте мой рассказ.

— Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветило все вокруг. Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочкам. Ну, вот налетела тучка, потом еще одна, и пошел дождик. Дождик полил и грибочки, и елочку. Когда дождик кончился, появилось снова солнышко. Улыбается всем своими лучиками. На елку прилетела птичка, солнышко посветило своими лучиками на неё и завела птичка свою красивую песенку. К птичке прилетела еще одна птичка, и они стали петь вдвоем. Обрадовался солнышку грибок под елкой, и после дождя вырос. На полянку вышла девочка, послушала, как поют птички, и пошла собирать грибы.

Затем педагог задает вопросы по картинке:

— Ребята скажите, каких картинок у нас по одной? (1 елочка, 1 солнышко, 1 девочка)

— Каких картинок по две? (2 тучки, 2 грибочка, 2 птички)

— Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка, 2 птички? (сначала появилась одна тучка, потом еще одна – и получилось две тучки. К птичке прилетела еще одна птичка – стало 2 птички. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка).

— Как же мы с вами можем получить число 2? (К одному прибавляем один получается два).

— Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Прибавим еще одну елочку).

— А можем ли мы сделать так, чтобы на картинке появилось две девочки? Как это сделать? (Прибавим еще одну девочку)

— А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно)

А теперь великим математикам пришло время отдохнуть!

Физминутка:

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки,

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

5. Знакомство с цифрой 2.

Педагог: Ребята на нашей картинке всех предметов, кроме солнышка оказалось по два. Такое количество предметов обозначается цифрой 2. Давайте ее рассмотрим. Показ демонстрационной карточки с цифрой 2, обучающей правильному её написанию)

А вот это – цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочиться хвост за нею.

Два похожа на гусенка

С длинной шеей,

Клювом тонким.

— Ребята давайте мы с вами вспомним, какой второй день недели? (вторник)

— А какой второй месяц года? (февраль)

— Ребята у кого из вас в этом месяце день рождения?

— Ребята, а какой праздник отмечает вся страна в этом месяце? (23 февраля)

6. Написание цифры 2.

Вернемся к нашей цифре и еще раз её внимательно рассмотрим.

а) Показ написания цифры на доске.

б) Письмо цифры «в воздухе».

в) Письмо по образцу на листочке. (Вспоминаем как держим осанку при письме, правильно захватываем карандаш, второй рукой придерживаем листочек. За пределы клетки-домика цифру не пишем).

7. Понятие «пара».

— Пара – это сколько? Для чего нужна пара варежек?

На фланелеграфе в беспорядке расположены картинки с изображением лыж, коньков, варежек, носков, сапожек.

-Ребята мы сейчас подойдем к фланелеграфу и посмотрим, правильно ли у нас расположены фигуры? (Нет). А почему? (потому что у нас тут все фигурки парные, и они всегда должны быть вместе)

— Давайте мы с вами это исправим, как мы с вами получим 2 предмета, пару? (мы их поставим вместе) (Дети выполняют задание на фланелеграфе).

— Какие пословицы Вы знаете, в которых употребляется число два?

Два сапога – пара.

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

— На обратной стороне своего листочка нарисуйте предметы, о которых можно сказать пара. Возьмите карандаши из стаканчика нужного цвета и приступайте к работе.

Далее показ рисунков, выставка на доске.

8. Натуральный ряд чисел. Место числа 2.

Вернемся к нашему числовому ряду.

— На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 2?

— На сколько число 2 больше предыдущего числа 1?

— На сколько число 2 меньше последующего числа 3?

— Как можно получить число 2?

Образец ответа: число 2 стоит в натуральном ряду чисел на втором месте; оно больше предыдущего числа 1 на 1 и меньше последующего числа 3 на 1; чтобы получить число 2, нужно к 1 прибавить 1 или из 3 вычесть 1.

Итог занятия:

— Поднимите две руки, два пальчика.

— С какой цифрой мы познакомились?

— Сколько предметов обозначается этой цифрой?

Рефлексия.

— Молодцы! Вы все знаете число 2! Дома с мамами, папами подберите стихи, загадки и картинки о двух одиночных или двух парных предметах.

Источник: maam.ru