Мастер-класс: «Сочинительство — как часть эвристического метода»

Ольга Павленко
Мастер-класс: «Сочинительство — как часть эвристического метода»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер — классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов и предлагаю поиграть.

Прежде чем начать мастер-класс, необходимо определиться с участниками игры. Итак, обратите внимание, у кого на переднем кресле находится картинка с изображением символа России, тот должен выйти ко мне. (8-10 участников).

Встаньте, пожалуйста, в круг.

Сейчас мы проведем разминку «Назови сказочного героя». Роль универсального навигатора в знании героев русских народных сказок станет клубочек ниток. Вы будете передавать клубок в разных направлениях друг другу, создавая паутинку, и называть при этом героя сказки. (Если вы подзабыли или не можете сразу вспомнить сказочного героя, вам есть подсказка на слайде).

Педагоги передают друг другу клубок

Я надеюсь, что наше взаимодействие с Вами сегодня будет таким же плодотворным, насыщенным, как наша паутина.

Спасибо, присаживайтесь за столы и продолжим.

Тема мастер-класса: «Сочинительство — как часть эвристического метода».

В свете реализации ФГОС дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность дошкольников выделяется на ряду с игровой основным видом деятельности.

С самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, что его окружает. Но самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые: родители и педагоги.

Исследовательскую технологию можно назвать одним из эффективных средств патриотического воспитания.

Основным методом в исследовательской деятельности является эвристический.

Эвристика — это совокупность приемов исследования. Термин «эвристика» происходит от греческого «heuresko» — отыскиваю, открываю. В эвристическом методе цель формулируется самостоятельно или с помощью воспитателя, но она исходит из внутренней потребности, мотива и тогда — цель, как правило, одна – «усвоение, присвоение изучаемого содержания темы».

Есть следующие правила эвристического метода:

1) Как только научная истина найдена, ее необходимо сейчас же применять, т. е. обучаем детей делать выводы и умозаключения.

2) В применении эвристического метода, не нужно быть педантом но необходимо открывать каждую мелочь, каждый пустяк. (слайд)

Таким образом, эвристический метод направлен на формирование творческих способностей детей, на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристический метод не отрицает необходимости «передачи» детям информационного материала, его усвоения и закрепления, т. е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Эвристический метод обучения позволяет педагогу предоставить детям больше самостоятельности и творческого поиска.

При этом педагог должен учитывать:

1) возрастные особенности формирования креативной сферы;

2) личностные особенности детей;

3) специфические черты и особенности изучаемого материала.

А также условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы обучения;

б) интерес детей;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в группе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

В работе с детьми чаще всего я использую эвристические минуты.

«Эвристическая минута» включает в себя задание на собственное творчество детей. Примеры таких заданий вы можете увидеть на слайде.

Моим воспитанникам больше всего нравится сочинительство сказок. Обратите внимание на экран. Здесь представлены сюжетные картинки, по которым дети сочинили самостоятельно свою сказку.

Пример сказки «Добрый пирожок»: «В одной избушке на опушке, жила девочка Маша. Она была очень доброй девочкой. Около её дома росла яблоня с наливными яблочками, кто яблочко съедал, тот становился добрым. Маша решила напечь пирожков и отнести их злой Бабе — Яге. Отведала Яга угощение и стала доброй и приветливой. Добро всегда побеждает зло».

Результатом подобных заданий с детьми стали выставки: «Сказочный герой», «Укрощение бытовых приборов», «Геометрический сад (из геометрических форм – шар, куб, конус, «Макет Земли» и «Книга моей семьи», которая здесь представлена.

А теперь я предлагаю Вам поэкспериментировать и сочинить свою сказку по сюжетным или предметным картинкам. Сказка может быть бытовая или с элементами волшебства, это выбирать Вам.

Гости званые,

Гостьюшки, мои желанные,

Много гостей, много и новостей.

А чтоб мастер-класс был веселей,

Приглашу я вас за стол скорей.

Да рассказать мне сказку.

Да не простую – а на новый лад…

Время ограничено, я даю Вам 5 минут, время пошло.

(По окончанию времени прослушать сочинённую сказку)

У вас сейчас был простой вариант сочинительства. Но вы можете детям усложнить – добавить какой-нибудь бытовой прибор (пылесос, телефон и другие, и предложить детям подумать «Что могло бы быть, если…» Я надеюсь, что Вы возьмёте себе на вооружение полученный опыт.

Мастер-класс подошёл к концу. Перед Вами папка-передвижка с изображением холодильника, блокнота и мусорной корзины. Если Вам понравился мастер –класс и Вы будете использовать этот опыт в своей работе часто, то положите фишку в карман на холодильнике, если изредка будете прибегать к этому методу, то в карман записной книжки, если Вам не понравилось и Вы не планируете использовать это в работе, то в карман мусорной корзины.

Спасибо за внимание и активное участие!

Источник: maam.ru