Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры»

Вера Ботвиньева
Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры»

Мастер-класс

«Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры»

Цель: повысить профессиональное мастерство, в применение словесно-дидактических играх при проведения НОД.

Какие решаются задачи при чтение художественной литературы:

— способствует развитию речи;

— помогает осваивать грамматические нормы родного языка;

— речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Знакомство с художественной литературой помогает дошкольнику узнать много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, и другие средства образной выразительности.

Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.

В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

В своей практике при коррекции речевых нарушений я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок. Также использую различные виды пересказа, в зависимости от сложности речевого дефекта у ребёнка.

Применяя в коррекционной работе пересказы текстов отмечаю, что у детей развивается память, умение интонационно передавать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, побуждают выразительно и фонетически правильно пересказывать содержание текста.

Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают русские народные сказки, сказки Михайлкова, Чуковского, А. Барто и др.

Для работы над пересказом я использую красочные книжки-малышки, все возможные картинки на определенный сюжет их сказки.

При знакомстве детей со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием и с неподдельным интересом слушают чтение нелепиц (К. Чуковского «Телефон», «Путаница», дразнилок, скороговорок, что расширяет их кругозор, воспитывает чувства языка, расширяет лексическую сторону речи. Знакомство с этими формами художественной литературы помогает закрепить чёткую дикцию, отработать различные высотные, силовые, тембральное звучание голоса.

Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки проговариваем в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного ускоряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки (мнемотаблицы, которые очень любят дети.

Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.

Первая дидактическая игра: «Волшебная палочка»

Цель: Развитие речи, закрепление знания сказок и сказочных персонажей.

Ход игры:

Педагог задает загадку. Дети отгадывают загадку, выдает каждому по очереди волшебную палочку, с помощью которой они называют все волшебные предметы, которые помогают героям сказок преодолевать трудности. Дети: вспоминают, какие помогали были у героев сказок

Загадка про Волшебную палочку

Сказать волшебные слова,

Взмахнуть предметом тем едва:

Цветочки мигом расцветут

Между сугробов там и тут.

А можно дождь наколдовать,

Пирожных сразу штучек пять.

И лимонада, и конфет…

Вы назовите тот предмет!

Ответ: Волшебная палочка

Правильно волшебная палочка!

Педагог: «Вот вам волшебная палочка, с помощью которой вы назовете все волшебные предметы по- очереди, которые помогают героям сказок преодолевать трудности. «

Дети: вспоминают, какие помогали были у героев сказок

Вторая дидактическая игра: «Превратиться в сказочных героев»

Цель: Развить образное мышление

Ход игры: Педагог говорит детям, что сейчас мы с Вами превратимся в сказочных героев, но чтобы превратиться я произносит волшебные слова. Педагог произносит волшебные слова. Педагог задаёт вопросы: Какого героя вы изобразили? Персонажем какой сказке является?

Педагог произносить слова:

«Море волнуется раз!»

Море волнуется — раз!

Небо волнуется — два!

Солнце волнуется — три!

Сказочная фигура — замри!

Молодцы!

Педагог задаёт вопросы:

Какого героя вы изобразили?

Персонажем какой сказке является?

Третья игра «Подбери слово» (по ТРИЗ)

Цель: развивать у детей мыслительные операции: сравнению, обобщению, логическому мышлению.

Ход игры:

Педагог просит детей о помощи, дети должны помочь вставить пропущенные слова в словосочетаниях. Педагог читает словосочетания сказочных героев, и где он интонационно застывает, ребята, должны помочь вставить пропуск, ответы должны отвечать на вопросы: Какая? Какой? Какие? Педагог говорит детям: Сказки вы все отгадали. И сравнения назвали молодцы!

1. Баба Яга злая, а Машенька (добрая).

2. Волк доверчивый, а лиса (хитрая).

3. Собака и медведь трусливые, а петух (смелый).

4. Теремок маленький, а Медведь (большой).

5. Баба Яга страшная, Василиса (прекрасная)

6. Летом заяц сытый, а зимой (голодный)

7. Крошечка -Хаврошечка трудолюбивая, а сестры. (ленивые)

Педагог говорит детям: Сказки вы все отгадали.

И сравнения назвали молодцы!

Четвертая игра: «Найди дом, где жили сказочные герои»

Цель игры: Развитие речи, развить образное мышление

Ход игры: Педагог предлагает детям картинки с изображением сказочных героев, и дома в которых они живут. Ребенок соотносит сказочных героев к соответствующем домам. Далее педагог задает вопросы: В каких сказках живут эти персонажи? Какие они герои отрицательные или положительные? Опишите этих героев.

Пятая игра: Разрезные пазлы:

Цель: Развитие речи.

Ход игры:

Педагог дает конверты с разными разрезными картинками. и просит детей собрать каждый свою сказку и отгадать какая сказка перед ним получилась.

Педагог: «Вот вам конверт с пазлами, соберите сказки, назовите их». Дети собирают пазлы сказок: «.

Рефлексия:

Какие из перечисленных игр можно использовать на младшем возрасте какие на старшем возрасте?

Что понравилось?

Как их можно усложнить?

Источник: maam.ru