Мастер-класс «Плетение рождественского дидуха» с пошаговыми фотографиями

Людмила Черненко
Мастер-класс «Плетение рождественского дидуха» с пошаговыми фотографиями

Мастер-класс: плетение рождественского дидуха

В белорусской и украинской культуре существует аутентичный символ праздника Рождества — Соломенный Дидух. Слово «дидух» пришло из старославянского и в переводе означает «дух дедов», то есть Дидух символизирует связь поколений.

Для всех славян первый и последний сноп урожая всегда имел особое значение. Дидух начинали плести после сбора урожая из первого зажинкового или последнего обжиночного необмолоченного снопа и хранили до Рождества.

В канун Рождества, в Святой вечер, хозяин, после обхода двора торжественно вносили его в дом и ставил в красный угол. По поверьям, сноп привносил в дом праздничное настроение, мир, благополучие и уют.

Еще из притч Библии известно, что именно в хлеву, холодном и промозглом, родился Иисус Христос. И увидел Иосиф в стене щель, которую смог закрыть снопом, отчего в хлеву стало теплее. Этот его поступок и создал обычай на Рождество устилать домашний пол сеном, а на почетном месте в углу ставить сноп- Дидух.

Славяне этот праздничный сноп называли: «Стариком», «Дидухом», «Колядой», «Колядником» и находился он в доме до Нового года или до Крещения.

Дидух состоит из трёх частей. Одна символизирует прошлое, вторая — настоящее, третья — будущее.

Поделка плетётся из верхнего колена пшеницы с колосом. Колоски могут быть разные: ячменя, ржи, пшеницы. Но некоторые мастера советуют любые травы имеющие колоски.

В данной поделке использовались колоски пшеницы.

Для начала, на 15-30 минут, стоит замочить стебли, а сами колосья оставить сухими.

1. Колоски делятся на одинаковые пучки по 7 колосков, по числу дней недели и закрепляются нитью. Плотно оплетаются шпагатом 4-5см.

Некоторые советуют: закрепить шпагат при помощи термо-пистолета. Но нить шпагата легко заправляется между стеблями колосьев и в закреплении особо не нуждаются.

Всего потребуется 17 таких пучочков.

Некоторые вовнутрь для пышности вставляют разрезанные на тонкие полоски соломенные ленты так, чтобы они были выше колосков.

2. Начинаем плести первый ряд — будущее.

Будущее будет состоять из 5 пучочков- снопиков.

Берётся один пучок и к нему, приблизительно на 4-5 см ниже, привязываются по кругу равномерно ещё 4 снопика.

Верхняя часть готова, она символизирует будущее.

3. Далее формируется второй ряд — настоящее.

На будущее ушло 5 снопиков, осталось – 12 пучочков, которые делятся пополам на настоящее и прошлое.

Поочерёдно 6 снопиков, плотно прикручиваются к «будущему» по кругу, распределяя равномерно и связываются.

4. Далее ствол окручивается шпагатом ниже второго ряда на 3-4 см.

5. Приступая к плетению третьего ряда (прошлому) поочерёдно притягиваются оставшиеся 6 снопиков ступеньками.

Чтобы получились ступеньки, после каждого притягивания снопика делаются 4-5 оборотов шпагатом. Должно получиться что-то похожее на дерево.

6. Далее плетутся «ножки» (6см). Нижняя часть пучка делиться на три части и поочерёдно оплетается шпагатом.. У Дидуха могло быть три, пять или семь ног.

Появившийся поясок так же закрывается шпагатом, чтобы смотрелось аккуратно. Лишнее с ножек обрезаем, Чтобы дидух получился устойчивым, лишнее с ножек обрезается

Готовый Дидух к Рождеству можно будет украсить лентами и бусинами и другими украшениями.

По поверьям после Крещения, колоски Дидуха обязательно следует обмолотить, и именно их включить в посевной материал, а оставшуюся солому, просто сжечь.

Источник: maam.ru