Лэпбук «Волшебный чемодан»

Ольга Жамсаранова
Лэпбук «Волшебный чемодан»

Для того, чтобы развивалась речь ребенка, необходимо окружить его вещами, которые он может рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде и результаты наблюдений отражать в слове. Известно, что слово закрепляет представления и делает их более точными.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией развивающей предметно-пространственной среды, в которой находится ребенок. Предметно-пространственную среду нужно организовать так, чтобы дети из нее могли свободно черпать представления, понятия, образы; необходимо создавать условия, в которых у ребенка появилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь.

Ощущения и восприятие — первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания и в развитии речи ребенка они играют главную роль.

Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и постепенно усложняются.

Опираясь на эти принципы, и был создан лэпбук «Волшебный чемодан». В лэпбуке представлены дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорной культуры ребенка и служат для изучения нового материала, систематизации знаний, коллективной и индивидуальной работе с детьми по развитию связной речи.

Цель лэпбука: формирование сенсорного и речевого развития детей с помощью дидактических игр, представленных в лэпбуке.

Задачи:

• Создать условия для накопления и обогащения сенсорного опыта через дидактические игры;

• Продолжить знакомство с геометрическими фигурами, цветом;

• Совершенствование зрительного и осязательного восприятия;

• Развитие умения различать фигуры по форме, размеру, цвету;

• Отрабатывать умение самостоятельно обследовать предметы, используя сравнение, классификацию, обобщение, группировку предметов.

• Развивать память, мышление, речь.

Возрастная категория: дети от 2-х до 4-х лет.

Прежде чем открыть «Волшебный чемодан», детям предлагается игра «Угадай-ка», цель которой – выяснить, что это за предмет (чемодан) и для чего он обычно служит.

Педагог строит цепочку вопросов так, чтобы подвести умозаключения детей к тому, что чемодан служит для хранения и транспортировки вещей во время отдыха, путешествия.

А с кем мы обычно путешествуем и отдыхаем? Конечно, с семьей! Здесь детям предлагается вспомнить и воспроизвести пальчиковую гимнастику «Моя семья», поочередно загибая пальцы на руке:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

Педагог и/или ребенок может загибать пальцы ладони, которая расположена на крышке чемодана.

Открываем чемодан, и начинается третья игра — «Назови предмет». Цель игры: закрепить знания о предметах одежды, аксессуарах, их названиях и применении.

Педагог открывает чемодан и поочередно демонстрирует детям предметы одежды, аксессуары. Дети называют каждый и рассуждают на тему применения его человеком.

Когда все участники игры разобрались с вещами, которые берем в путешествие, педагог раскрывает секрет: за каждой вещью спрятана игра, в которую можно с удовольствием поиграть в дороге и на отдыхе.

1. «Найди пару»

Цель игры: развивать умение находить одинаковые картинки по нескольким признакам: цвет, форма, величина; развивать у детей мелкую моторику рук.

Описание игры: детям предлагаются картинки с изображением разных предметов, отличающихся по цвету, форме и величине. Необходимо найти две парные картинки сходные по цвету, размеру и форме. Затем совместно с игроками педагог подводит итог о правильности подобранной пары.

2. «Суп-компот, салат-варенье»

Цель игры: познакомить (или закрепить знания) детей с понятиями «суп», «компот», «салат», «варенье», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.

Описание игры: педагог выкладывает перед детьми макеты кастрюли для супа, салатника и двух банок для компота и варенья, рядом на столе произвольно лежат макеты овощей, фруктов. Педагог просит детей выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» Положить плод в соответствующую емкость. Что можно приготовить из него? Компот или суп? Салат или варенье?

3. «Кто что ест?»

Цель игры: познакомить (или закрепить знания) детей с понятиями «домашние и дикие животные»; чем они питаются. Развивать словарный запас, память, речь. Развивать у детей мелкую моторику рук. Воспитывать познавательный интерес.

Описание игры: педагог раздает детям прищепки с наклеенными на них мордочками животных и круг с изображением различных видов продуктов. Детям необходимо прикрепить прищепку с изображением животного к тому продукту, который оно употребляет в пищу.

4. «Собери картинку»

Цель игры: знакомство и/или повторение геометрических фигур и названий цветов; формирование представлений о размере (большой, маленький); развитие воображения, мышления, речи.

Описание игры: Педагог предлагает детям набор геометрических фигур разного цвета и размера из фетра. Дети должны, используя эти фигуры, составить картинку по образцу. Картинки-образцы меняются в зависимости от изучаемой фигуры, цвета, умений детей.

5. «Найди лишний предмет»

Цель игры: развитие восприятия, умения сравнивать, анализировать. Развивать словарный запас, память, речь.

Описание игры: детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Один из четырех предметов на картинке – лишний.

6. «Расставь по размеру»

Цель игры: упражнять детей в умении зрительно определять высоту предмета, раскладывать от высокой к низкой и наоборот, развивать мелкую моторику, зрительное внимание, мышление, пространственное восприятие.

Описание игры: педагог предлагает детям расставить матрешек по высоте от высокой к низкой и наоборот.

7. «Бусы для Сороки»

Цель игры: закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете; развивать умение классифицировать по разным признакам; отрабатывать понятия — один, много, ни одного, развивать мелкую моторику.

Описание игры: детям предлагается нанизывать на шнурок различные геометрические фигуры. Классификация может быть по форме, по цвету, по величине.

8. «Один-много»

Цель игры: отрабатывать умение различать количество предметов (один — много); учить детей согласовывать существительные со словами «один», «много». Развивать речь.

Описание игры: детям предлагается взять карточку, определить количество героев на ней и подобрать карточку с такой же картинкой, но другим количеством, т. е. найти пару «один — много».

9. «Чей хвост?»

Цель игры: развитие познавательного интереса; закрепление знаний о животных; развивать память, мышление, речь, мелкую моторику рук.

Описание игры: детям предлагается рассмотреть животных, изображенных на круге, назвать их. Ответить на вопрос: что отсутствует у каждого животного? Подобрать соответствующую картинку с хвостом животного и прикрепить ее с помощью прищепки.

10. «Строим из палочек»

Цель игры: развитие внимания, цветовосприятия, памяти, речи, мелкой моторики рук.

Описание игры: детям предлагаются карточки с изображением предметов и схемами их построения их палочек. Задача детей: схематично сконструировать изображенный на карточке предмет с помощью палочек указанного цвета.

11. «Веселый лягушонок»

Цель игры: развитие речевого дыхания

Описание игры: детям предлагаются макеты лягушек на палочках с языком -воздушным шариком. Дети по команде надувают шар, сначала коротким выдохом, затем длинным.

12. «Соедини по цвету»

Цель игры: закреплять знание основных четырех цветов, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук.

Описание игры: детям необходимо взять резинку любого цвета, найти на конструкции палочки с шапкой такого же цвета и соединить пару.

13. «Рыболов»

Цель игры: развивать познавательные способности, цветовосприятие; развивать ловкость, меткость; развивать внимание, память, мышление. Активизировать словарь, развивать связную речь. Развивать мелкую моторику рук.

Описание игры: детям предлагаются удочки для ловли цветных рыбок. На конце удочки находится магнит, в рыбке из фоамирана спрятана скрепка. Ребенок с помощью удочки должен «выудить» рыбку и положить ее в ведерко соответствующего цвета.

14. «Шумовые коробочки»

Цель игры: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, тренировка концентрации внимания.

Описание игры: для начала педагог знакомит детей со всеми шумовыми коробочками, которые наполнены горохом, рисом, гречкой, фасолью, монетами, песком. Вместе с детьми исследуют звучание каждой из них. Обращает внимание детей на то, что все коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать собственно развивающую игру: позвенеть одной из коробочек и предложить детям найти коробочку с точно таким же звуком. Среди всех шумовых коробочек ребёнок должен постараться найти коробочки с одинаковым звучанием, то есть найти пары по звуку.

15. «Мешочек с сюрпризом»

Цель игры: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка. Развитие мелкой моторики рук. Развитие речи.

Описание игры: детям предлагается на ощупь определить, что находится в мешочке. Поочередно дети достают из мешка один предмет за другим, предварительно ощупав его вслепую и определив три его признака: форма, степень жесткости-мягкости, степень гладкости-шершавости. Им не нужно угадывать предмет, назвать его можно только тогда, когда предмет уже вынут из мешка.

16. «Подбери заплатку»

Цель игры: развитие внимания, логического мышления, речи и зрительного восприятия у детей. Развитие мелкой моторики рук.

Описание игры: Детям выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ними выкладываются маленькие карточки -«заплатки». Каждый ребенок должен подобрать нужную «заплатку»(по рисунку).

17. «Мой дом»

Цель игры: развитие связной речи, памяти, внимания, словесно-логического мышления. Развитие мелкой моторики рук.

Описание игры: детям предлагаются карточки с изображенными на них предметами быта, которыми мы пользуемся ежедневно. Задача детей: назвать, что изображено на карточке, где, обычно, дома располагается этот предмет. Собрать предметы по классификации «Комнаты в доме» (спальня, кухня и т. д.).

Источник: maam.ru