Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Зимующие птицы»

Людмила Макарова
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Зимующие птицы»

Задачи:

Развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

Воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Предварительная работа:

Понаблюдать за птицами, показать зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, воробей, синица).

Уточнить у детей, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину, Уточнить строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки). Где они живут, чем питаются, почему называются зимующими

Ход занятия:

1. Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Птицы прилетели к кормушке.

Отгадайте загадки, кто это?

Он на юг не улетает!

Всю зиму крошки подбирает!

Не боится кошки!

Собирает у нее под носом зернышки! (Воробей).

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой —

Все равно он будет мой! (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (Сорока)

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона (Красавица-ворона)

На кормушку выставляются фигурки птиц.

2. «Скажи, когда много» на образование существительного мн. числа.

Ворона — вороны, синица – синицы ит. д.

3. «Назови ласково» на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

4. «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.

Синица (какая) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой). Снегирь (какой).,

5.«Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным.

6. «Кто как голос подает?»

Ворона кар-кар — ворона каркает, воробей., голубь.

Физкультминутка:

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

7. «Какой птички не стало?»

На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а педагог незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»

8.Развитие мелкой моторики.

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Прилетело? (На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

Две синицы, воробей,

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пестрых перышках. (сжимать и разжимать кулачки)

Всем хватило зернышек!

9. «Скажи наоборот» подбор антонимов.

Воробей маленький, а ворона.

У синицы хвост короткий, а у сороки. Голубь тяжелый, а воробей.

11. Пересказ с опорой на вопросы.

Послушай и ответь на вопросы (ответы детей полным предложением).

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Вопросы: Какое было время года? Кого нашли дети на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю? Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Педагог. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Педагог. Представьте, ребята, что вы — птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску — кормушку)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье Хлопки в ладоши

Было общее веселье.

Итог занятия: Какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать, одним словом? (Зимующие птицы)

Источник: maam.ru