Краткосрочный проект в подготовительной группе «Магнит и его свойства»

Виктория Нурмуханова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Магнит и его свойства»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№3 г. Маркса Саратовской области имени Л. Г. Венедиктовой «Структурное

подразделение» детский сад – школа №8

Краткосрочный проект

в подготовительной группе

«Магнит и его свойства»

Подготовила: Нурмуханова В. С.

г. Маркс

2020г

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Магнит и его свойства»

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица

К подготовительной группе экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности у дошкольника как, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Тема: «Экспериментирование с магнитом. Свойства магнита»

Направленность: познавательно-исследовательский проект

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели)

Продолжительность: краткосрочный проект (ноябрь 2019г)

Актуальность темы: Актуальность данной темы заключается в том, что дошкольный возраст является синзетивным периодом в жизни детей подготовительной группы. Именно на 6 – 7 году жизни дети чаще всего задаются вопросом «Как?», «Почему?», «Откуда?», «Зачем?». Работая с детьми на протяжении полугода, я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционным методам, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности использования такого подхода в развитии дошкольников описаны такими авторами как Н. Е. Веракса, Е. В. Марудова, О. В. Дыбина, А. И. Иванова и др. Экспериментальная деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию каждого ребенка, раскрывая его потенциал. В экспериментальной деятельности дошкольник находит ответы в окружающей действительности, познает мир начиная с ближайшего окружения.

Цель проекта: развивать познавательную активность, интеллектуально – творческий потенциал личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;

2. Организовать предметно-развивающую среду.

3. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

4. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Формы реализации проекта:

— Занятия

— Беседы

— Наблюдения

— Игровая деятельность

— Продуктивная деятельность детей.

— Чтение художественной литературы

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы

Провести анализ полученных результатов.

Описание проекта

Планирования опытно-экспериментальной деятельности

1-2 неделя

Беседы 1. «Магнит и его свойства». Цель: учить детей отличать магнит от других камней, исследовать его свойства, развивать мышление память, внимание, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

2. «Тайны магнита». Цель: систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; стимулировать самостоятельность и активность детей; способствовать обогащению словаря.

Дидактические игры :

1. «Магнитная азбука»,

2. «Рыболов»;

3. «Геометрическая мозаика» и т. п

Эксперименты 1.«Волшебный магнит».

Продуктивная деятельность:

1. Самостоятельная игровая деятельность : конструктор «Наука магнитов», «Конструктор металлический»,

2. Досуговая деятельность «День изобретений».

Программные задачи: Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Уточнять понятие «человек-изобретатель»; обогатить знание о мире открытий и изобретений. Отрабатывать умение совместно выполнять задания, действия; закреплять умения слушать товарища, вести диалог, договариваться в игре.

Работа с родителями: Совместно с родителями была организованна тематическая зона «Экспериментирование»: подготовлен дидактический материал на тему «Магнит в нашей жизни».

2 этап – основной.

Беседы.

«Магнит и его свойства»

Цель: учить детей отличать магнит от других камней, исследовать его свойства, развивать мышление память, внимание, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования. Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами. Ребята, а кто-нибудь знает, что такое магнит? Из чего он сделан? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь. Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга

Детям предлагается рассмотреть магниты разной формы и величины (дети рассматривают магниты и пробуют экспериментировать).

2 часть Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в лабораторию. Воспитатель: в нашей лаборатории вы все сможете поэкспериментировать с магнитом и различными предметами, которые находятся перед вами.

Воспитатель: А для начала, я расскажу вам почему магнит так назвали.

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель: ребята, а вы любите опыты? Да.

Опыт. Что притягивается к магниту?

На столе у каждого лежат скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки (дети проводят эксперименты и делают вывод).

Вывод: Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки — притягиваются к магниту.

Опыт. Может ли магнит действовать через препятствие?

Детям предлагается стеклянный стакан с водой, скрепка и магнит. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. (дети проводят эксперименты и делают вывод).

Вывод: Магнит может действовать через препятствие.

«Тайны магнита».

Цель: систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; стимулировать самостоятельность и активность детей; способствовать обогащению словаря.

Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит, лаборатория, профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.

Ход беседы: Сказка «Приключения с Магнитом»

Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему. А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил. (можно с мамой-рассказчиком, на ушко)

Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.

Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг — то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.

После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.

Также Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.

— Но, как мы найдем, где Север? — спросил младший капитан. — Наш компас неисправен и находится в ремонте.

— Я укажу вам север, — спокойно сказал волшебный камень.

— Как?

— Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко — о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.

Капитаны так и сделали. Иголка указала им правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.

На берегу острова среди камней и мусора, братья-капитаны нашли мешок с чем-то тяжелым.

В нем оказалось письмо. Только оно было какое-то странное. Все очертания перемешивались и скорее напоминали кучку каких-то мелких частиц.

— Поднесите меня под листок, — хрипло сказал магнит.

Мальчики поднесли его под лист и, о, чудо! крошки стали двигаться и вскоре превратились в стрелку. Братья пошли в том направлении, куда она указывала.

Вскоре капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.

— Как же нам клад-то достать? — думали братья. — Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?

— Да.

— Тогда, ты нам и поможешь!

Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ:

Вскоре им попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись монеты. И снова Магнит помог достать их со дна.

Довольные друзья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл (проводим магнитом под «морем». бумажный кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю). А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.

Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения. С тех пор Магнит в благодарность, стал верой и правдой служить людям.

Конечно, это не все свойства магнита. Но мы теперь знаем, что магнит притягивает железные предметы, что он действует сквозь воду, через картон и через стекло, и даже на расстоянии.

Что-то говорит мне, что на этом знакомство с магнитом у нас не окончены. Так что ждите продолжение Кстати, а какие у вас любимые опыты с магнитом?

Желаю вам здоровья и побольше приятных эмоций!

Дидактические игры. «Магнитная азбука», «Рыболов»; «Геометрическая мозаика» и т. п

Эксперименты.

1. «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

2. «Бумажные гонки».

В: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?

Д: Ответ детей.

В: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.

— Приступаем к гонкам.

В: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Приключения Незнайки»

Цель: расширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

— совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;

-совершенствовать умение давать развернутое определение материала;

— закрепить умение работать с магнитом, определять материалы, которые могут примагничиваться;

— закрепить слова «примагничиваться», «магнетический»;

— развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,

— развивать мелкую моторику рук;

— закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы с магнитом;

— воспитывать самостоятельность, желание приходить на помощь другим;

— Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать.

Оборудование и материалы:

Технические средства – компьютер, проектор, экран, видеозапись, Магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы (скрепки, гайки, и др., предметы из пластмассы, дерева, бумаги, картон (на каждого ребенка). Набор «Металлического конструктора машины»

Словарная работа: Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, притяжение, примагничивание.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.

— Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Ребята сегодня я получила посылку. В ней было видеописьмо и сундучок. Давайте посмотрим это письмо. Воспитатель включает проектор, вместе с детьми смотрит видеосюжет про «Незнайку».

Незнайка. «Привет ребята! Вы узнали меня? Это я Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я решил помочь ее отремонтировать. Я пошел в автомастерскую, но так и не смог подобрать нужные детали. Может у вас это получиться. Я вам высылаю в посылке все инструменты и запчасти. А ваша задача отыскать подходящие детали и отремонтировать машину.

Воспитатель: Ребята как мы можем помочь незнайке? Давайте вспомним какой предмет поможет нам найти металлически детали от машины.

Дети: ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель: Вы говорите, что это магнит. Много секретов в себе он хранит! Ребят давайте вспомним, что такое магнит и как им пользоваться. Где и для чего его применяют? В каких профессиях он служит помощником? (Картинки магнит и профессии на фланелеграф).

Коробку с магнитами и лоток с бросовым материалом поставить на стол.

Ребята у меня тоже магниты и сейчас я вам раздам по 1 магниту. Попробуйте примагнитить 1 предмет и скажите где и для чего его используют. Вопросы детям? Какие именно предметы примагничивает магнит? Почему только металлические, железные? (Так как магнит это кусок камня к котором есть миллион маленьких частичек железа, в этом его способность примагничивать металлические предметы).

Воспитатель: Ребята, но не забываем о просьбе нашего друга Незнайки, давайте отыщем металлические детали от машины, которая сломалась у Винтика и Шпунтика. Я достаю все детали из посылки внимательно посмотрите и при помощи магнита найдите нужные детали. НО СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ НА МАШИНУ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ. Здесь рассыпаны все детали которые смогли найти наши друзья, нам нужно отыскать только металлические и только те которые помогут отремонтировать машину. Задание понятно?

Дети: При помощи магнита находят детали от железного конструктора машины, и сразу по одной детали прикручивают. Идет ремонт машины. Воспитатель помогает детям прикрутить детали машины.

Воспитатель: Вот и отремонтировали мы с вами машину. Теперь Незнайка и его друзья будут очень рады и благодарны Вам за такую помощь.

Ребята а теперь давайте проверим правильно мы отремонтировали машину или нет! Скажите мне где должна ездить машина? Правильно по дороге. Выставить дорогу. Ребята у меня как рах подходящая дорога для таких маленьких машин.

Леня подойди ко мне и попробуй приложить магнит под стеклом, но поближе к машине и потихоньку двигай магнитом. Что происходит? Машина двигается вслед за магнитом. Магнит имеет свойство притягивать через предметы, но только в том случае если сила магнит больше предмета который нужно притянуть.

3. Физминутка.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку

Бензовоз, мусоровоз,

с молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

4. Эксперимент.

Воспитатель: Поставить скрепки Ребята, мы не можем закончить свое занятия без нового фокуса с магнитом. Сейчас я его вам покажу. Смотрите, я беру магнит, подношу к нему скрепку, она притянулась. К этой скрепке подношу вторую, и она притянулась. Беру третью… Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит, цепочка не разваливается, почему?

Дети: (предположения) Потому что их магнит намагнитил.

Воспитатель: Скрепки притягиваются друг к другу потому, что магнит может дарить часть своей магнитной силы железным предметам — «намагничивать».

Дети проводят эксперимент. А теперь вы попробуйте провести точно такой же эксперимент. Проходите за столы возьмите свои магниты и попробуйте. Ребята, а у кого из Вас получилась самая длинная цепочка?

5. Итог занятия. Ребята нам пора заканчивать наше занятие и попрощаться с гостями. Какое доброе дело мы сегодня сделали. Кто нас попросил отремонтировать машину? Для кого? А теперь нужно отправить ее обратно.

Ожидаемый результы:

1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

2. Воспитанники имеют представления детей в рамках определенной проектом темы «Магнит. Магнетизм».

3. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Список литературы:

1. Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское университетское издательство, 2008 г.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г.

3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы», М., ТЦ «Сфера». 2005г.

Источник: maam.ru