Краткосрочный проект «Мир сказок» в средней группе

Елена Жидкова
Краткосрочный проект «Мир сказок» в средней группе

Краткосрочный проект N6 «Смешарики» Дскв N2

«МИР СКАЗОК»

средняя группа N6 «Смешарики» ДСКВ N2 (г. Сертолово)

Авторы проекта: Жидкова Е. В., Румянцева Н. Ю. (2019)

Актуальность

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей. Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие). В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.

Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье. Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных. Крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а Василисе – ее мягкий нрав и незлобивость.

Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п., у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Сивка-бурка» и т. п.).

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот, Михаил Потапыч (медведь, Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

И хотя назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь.

Гипотеза

Мы предположили, что сказка обогащает мир ребенка и расширяет его представления о жизни, об отношениях людей и их взаимодействии. А так же способствует развитию выразительной речи.

Тип проекта

— Информационно-творческий

— Кратковременный

— Групповой.

Методы

Чтение сказок и их обсуждение, вопросы, рассматривание иллюстраций, создание групповой сказки.

Участники проекта

Воспитатели, дети средней группы, родители.

Задачи проекта

Дети:

— обогащать словарный запас детей;

-развивать артистические способности;

-развивать у детей образные представления, фантазию;

-побуждать детей к размышлению и желанию задавать вопросы.

Родители:

-развитие совместного творчества родителей и детей;

-благотворное влияние на семейный эмоциональный фон.

Воспитатели:

-развитие творческого потенциала детей;

-обогащение детей в познании мира эмоций и чувств;

-позитивное влияние на взаимодействие между родителем и ребенком.

Планируемый результат

-гармонизация взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-развитие познавательной активности у детей;

-расширение знаний о мире чувств и отношений между людьми.

Этапы проекта

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)

2 ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (реализация проекта)

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (подведение итогов, анализ ожидаемого результата)

Реализация проектной деятельности:

Направление проекта Содержание проектной деятельности Дети и Родители Результат проектной деятельности

Формирование целостной картины мира

1. Вступительная беседа о сказках.

2. Волшебный сундучок со сказками.

Угадай по картинке сказку («По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Три поросенка», Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» «Царевна лягушка»). Кто главный герой в этих сказках?

3. Кукольный театр (Лиса и Петух) – распечатано. Вопрос: Как Вы думаете, ребята, лиса хотела подружиться с Петухом? Что в поведении лисы нам подсказывает, что она хитрила?

4. Беседы на тему: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»

«На кого из сказочных героев я похож»?

Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы. Дети с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, проявляют фантазию, обсуждают действия главных героев из постановки кукольного театра.

Развитие речи Конспект по теме из педагогического архива Дети участвуют в дидактических играх, выполняют пальчиковую гимнастику, обогащают словарный запас. Дети в игровой форме развивают речь.

Организованная деятельность Рисование:

Рисование сказочного домика «Теремок» (дети) Дети рисуют сказочный домик, в котором захотелось жить всем зверушкам. Дети отражают в своих работах впечатления от прочитанной сказки. У них развиваются творческие способности.

«Мой самый любимый герой из волшебной сказки»

(Родители и дети)

1. Необходимо прочитать ребенку новую сказку, выбрать наиболее интересного для ребенка героя, нарисовать его вместе с родителем на бумаге: например, родитель рисует контур героя, ребенок раскрасит, дополнит рисунок.

2. Написать на рисунке, какой характер у этого героя? Почему ребенку нравится этот герой? (мини-диалог). (Родитель записывает ответ ребенка). Дети и родители рисуют, взаимодействуют, общаются. Дети и родители выполняют совместную работу, видят ее результат. Обогащается их контакт, оказывается влияние на формирование теплой семейной атмосферы.

Выставка детского творчества.

Лепка:

Мисочки для трех медведей. Дети работают с пластилином. Дети учатся лепить предметы одинаковой формы, но разной величины.

Конструирование:

Замок для Елены Прекрасной. Дети отражают в своей работе впечатления от прочитанной сказки. Дети с удовольствием проявляют фантазию, учатся принимать или отвергать решения друзей, а так же проявляют способность к созданию своих собственных идей.

Развитие речи, фантазии, творчества:

Создание групповой сказки и оформление ее на ватмане.

Требуется каждому ребенку выбрать заранее вырезанную воспитателем картинку (сказочный герой или предмет) и предложить свою идею о том, что происходит с ним в сказке, придуманной коллективно. Затем необходимо наклеить картинку на ватман и воспитателю записать, что говорит ребенок. Дети участвуют в создании и оформлении групповой сказки.

Дети проявляют творчество и фантазию, учатся мечтать, проговаривать вслух свои идеи.

Сюжетно-ролевые игры Игры:

«У медведя во бору»

«Гуси-Лебеди»

«Золотые ворота»

«Кошки – мышки» Дети обогащают свои знания Дети учатся взаимодействовать в рамках игры, выступать в заданной роли.

Восприятие художественной литературы

«Петушок – золотой гребешок»,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«По щучьему велению»,

«Морозко»,

«Снегурочка»,

«Рукавичка»,

«Волк и семеро козлят»,

«Три медведя»,

«Пузырь, соломинка и лапоть»,

«Три поросенка»,

«Заюшкина избушка»,

«Курочка Ряба»,

«Колобок»,

«Репка»,

«Царевна лягушка»,

«Зимовье зверей»,

«Маша и медведь»,

«Теремок»,

«Лиса и заяц»,

«Смоляной бычок»

Дети слушают художественные произведения. Дети с удовольствием слушают художественные произведения, участвуют в беседах с воспитателем о характере и поступках главных героев.

Обогащение развивающей среды Пополнение набора главных действующих лиц для кукольного театра (задание для родителей и детей):

необходимо приклеить к палочке какого-либо сказочного героя, вырезанного из старой книги, распечатанного из интернета и разрисованного (для плотности его лучше укрепить картоном). Родители и дети определяются с выбором сказочного героя для кукольного театра, занимаются его оформлением. Дети взаимодействуют с родителями, вносят свой вклад в пополнение образовательной среды.

Литература:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера.

2. В. В. Гербова «Развитие речи в дет. саду»

3. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Источник: maam.ru