Консультация: Графические диктанты

30.06.2020

Елена Павличенко
Консультация: Графические диктанты

С «точек» и «палочек» начинается детское творчество: из простейших комбинаций робких или, наоборот, порывистых чёрточек рождаются первые детские картинки. Позже рисунки детей становятся более объёмными и похожими на прообраз, в ход идут цветные карандаши и краски. Однако за логичным развитием художественных талантов о точках, палочках и чёрточках забывать не стоит: они необходимы для развития графических навыков. Какие полезные навыки развивают графические диктанты?

Графические диктанты – один из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.

Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает.

Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние.

Некоторые дети, научившись графическому диктанту в детском саду, дома даже просят родителей «надиктовать» картинку. И схем клеточных диктантов разного уровня сложности сейчас можно найти очень много.

Выполняя графический диктант, ребёнок тренирует сразу несколько полезных для школы навыков.

• Проводя карандашом чёрточки вправо и влево, вверх и вниз, дошкольник учится ориентироваться в пространстве.

• Пытаясь совладать с карандашом или ручкой, он учится ловкости и точности движений руки, тем самым подготавливая руку к письму. Опытные педагоги считают, что графический диктант – хорошая основа для формирования каллиграфически правильного почерка.

• Для правильного выполнения задания ребёнок должен внимательно слушать и слышать учителя, не отвлекаясь на шорох за окном или шёпот соседа. Умение сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, – одно из самых важных для школьника.

• Игровые упражнения – а именно так называют иногда графические диктанты – дают также простор фантазии и воображению. А интересные сюжеты превращают даже сложные задания в увлекательную игру.

Как же правильно проводить графический диктант с детьми?

1. Прежде чем использовать тетрадь, ребёнка стоит познакомить с чистым белым листом бумаги, чтобы добиться свободного движения кистей рук. Для выполнения графических диктантов дошкольнику понадобятся:

• умение обводить трафарет;

• знание различных видов штриховки;

• умение рисовать прямые, волнистые, ломаные линии в разных направлениях, не отрывая карандаша от бумаги;

• понимание пространственных направлений – вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево;

• умение ориентироваться в счёте от 1 до 10.

2. Потренируйтесь с дошкольником ставить точки или рисовать кружки по заданному «адресу», например в левом нижнем углу. Хорошей практикой перед выполнением графического диктанта станет рисование по точкам.

3. Только когда дошкольник будет свободно ориентироваться на листе бумаги, уметь соединять точки и раскрашивать, не выходя за контуры, можно начать занятия в тетради в клетку (сначала – в крупную, потом – в мелкую) – вместе строить простейшие фигуры и узоры по клеточкам, а затем перейти непосредственно к графическим диктантам.

4. Задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.

Первое время-помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет.

Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

В 5 лет ребёнок под диктовку вполне может нарисовать простые картинки, например: домик с трубой или цветок. Для детей 6–7 лет графические диктанты можно выбирать посложнее – с наличием линий по диагонали, например: ракету.

Перед началом диктанта поставьте ребёнку точку отсчёта и приступите к диктовке: «Двигаемся на 3 клеточки вниз, 2 клетки вправо». Диктуйте не спеша, делайте паузы, чтобы ребёнок успел сообразить и сделал правильный «шаг».

Главное, что должен уяснить дошкольник: отвлекаться нельзя, иначе вместо красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка.

Источник: maam.ru