Консультация для воспитателей Тема: «Расширение словарного запаса у детей с ОНР путем практического усвоения наречий»
юлия агафонова
Консультация для воспитателей Тема: «Расширение словарного запаса у детей с ОНР путем практического усвоения наречий»
У большинства детей с ОНР жизненный опыт и представления об окружающем мире значительно беднее, чем у детей с нормой речи.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы.
Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий.
Дети почти не пользуются способами словообразования.
Местоимения дети используют, но речь очень обедняется из-за редкого использования наречий, хотя знакомство с наречиями происходит у детей с общим недоразвитием речи на самых ранних этапах, но в самостоятельной речи
они появляются значительно позже, чем существительные, глаголы и даже прилагательные. Это обедняет речь детей.
С наречиями мы начинаем знакомить детей в 6 г. жизни (частично) и в 7 г. жизни.
Из множества наречий, поясняющих глаголы и прилагательные и объясняющих разные обстоятельства, мы отбираем слова, отвечающие на вопросы: где? когда? как?
Приведу примерные занятия по ознакомлению детей с наречиями.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: Знакомство с наречием.
Вопрос «Когда?»
ЦЕЛЬ: Учить детей понимать и употреблять наречия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент. Сядет тот, кто ответит на мой вопрос полным предложением. Какой день недели был вчера? Какой день недели сегодня? Какой день недели будет завтра?
Затем предлагаю детям составить предложения со словами рано, поздно, всегда, никогда.
При необходимости можно помочь детям вопросами: «Какая домашняя птица поет рано утром? В какое время года всегда тепло?» и т. д.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем говорить о словах, которые отвечают на вопрос «когда?».
3. Отгадать загадки, когда это бывает?
а) Снег на полях, .
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это» бывает?
(зимой)
б) Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(осенью)
в) Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(летом)
г) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? ;
(весной)
4. Игра с одеждой.
Логопед рассказывает.
К нам пришла кукла Таня. Она теперь будет у нас жить.
Приходит кукла и здоровается. Буратино несет в чемодане (сумке) ее вещи.
Он говорит: «Таня, я принес твои вещи.» Кукла благодарит его. Потом
раскрывает чемодан и обнаруживает, что Буратино сложил подряд все вещи. Таня просит детей помочь ей разобраться, когда какую одежду нужно носить.
Вызываю детей по одному, объясняю, что они должны подбирать одежду по временам года, указывать, из какого она материала и отвечать полным предложением.
Например, ребенок берет шубу и говорит: «Шубу нужно носить зимой»
Логопед задает вопрос: «Какая это шуба? — меховая. – Сделай предложение длиннее, прибавь это слово.
Ребенок: «Меховую шубу надо носить зимой». Платье легкое (тонкое, шелковое, его надо носить летом.
5. Физминутка и пальчиковая гимнастика.
6. Закончить предложение, ответить на вопрос «Когда?» (вставить в конце фразы слово, обозначающее время суток)
Нам вставать уже пора:
Петушок поет. (с утра).
Мы обедать все идем
И бывает это. (днем).
Вставить слово в середину стиха.
Вечер ночь привел опять,
Будем. (ночью) крепко спать.
Если дети сразу не поймут, какое слово надо вставить, можно прочесть еще раз, выяснить, какое слово нужно вставить, потом еще раз повторить стихи.
7. Игра «Встаньте по порядку».
Логопед вызывает 4-х детей, раздает им картинки с изображением определенного времени суток. Дети должна встать по порядку (утро, день, ветер, ночь). Затем спрашивает: «Какое время суток изображено у Саши? Почему ты так думаешь?
— Утро. Потому что зарядку делают утром. И т. д.
8. Итог занятия.
Источник: