Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

жданова светлана владимировна
Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Безопасность дорожного движения – одна из важных социально-экономических и демографических задач РФ. По российскому законодательству безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно – транспортных проишествий и их последствий. Проблематике детской безопасности и предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма, вопросам пропаганды безопасности дорожного движения уделяется особое внимание в нашем обществе. Но, несмотря на это, в стране достаточно высокий показатель детской смертности на дорогах по многим причинам.

Одним из эффективных способов решения данной проблемы является системный подход к снижению детского дорожно – транспортного травматизма, основанный на системе взаимодействия всех заинтересованных в этом субъектов.

Л. В. Занков в работе «Дидактика и жизнь» дает следующее определение системы: «Система — это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей. Обязательным признаком системы служит ее целостность. Для системы характерна взаимозависимость ее частей и связей между ними. Требование, заключающееся в том, чтобы части и стороны учебно-воспитательного процесса представляли собой единое целое, является особенно существенным. Их место в школьном образовании и возрастные особенности школьников служат основанием этому» [31, с. 39].

Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером. Помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность всех нас взрослых.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

В рамках комплексной системы формирующаяся личность ребёнка рассматривается как активный субъект образовательной деятельности, включённый в сложную систему полисубъектных отношений (воспитатели, специалисты, родители, печатные СМИ, телевидение, интернет и др). Осознанное отношение ребёнка к своему здоровью и жизни как самой большой ценности активно формируется в период его социализации, следовательно, роль

образовательной организации, в целом системы образования в

формировании у детей культуры здорового и безопасного образа жизни трудно переоценить. Главная роль в образовании и воспитании дошкольников отводится педагогам дошкольного учреждения, так как большую часть времени дети проводят в детском саду и именно в нём получают первоначальные знания и умения. Воспитание общей культуры поведения и подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода начинается в младших группах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё то, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется в его памяти навсегда.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,

2. не играть на дороге или около проезжей части,

3. переходить улицу только по пешеходному переходу,

4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,

5. знать устройство проезжей части,

6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,

7. знать правила поведения в транспорте,

8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

При этом главными союзниками образовательного учреждения в вопросах предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма являются родители воспитанников. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твёрдые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Для повышения мотивации родителей и детей соблюдать Правила дорожного движения важно вовлекать их к участию в мероприятиях дошкольного учреждения (творческие смотры и конкурсы, праздники, выставки, целевые мероприятия).

По дороге в детский сад или из него родители должны проводить

беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая — затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

Перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

• Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.

• Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

• Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

• Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

• При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

• Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

• Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

1 Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом

2 Игры на проезжей части

3 Невнимание к сигналам регулирования движением

4 Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий

5 Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта

6 Незнание правил перехода перекрёстка

7 Хождение по проезжей части при наличии тротуара

8 Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет

9 Езда на роликах и самокатах по проезжей части

Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Особая деятельность в образовательных учреждениях – это взаимодействие с Госавтоинспекцией. Данная организация инспектирует образовательные учреждения на предмет обучения детей Правилам дорожного движения и создания в ДОУ условий, оказывает методическую помощь, способствует организации различных мероприятий. Вообще приход инспектора или сотрудника по обеспечению безопасности детей в дошкольное учреждение делает работу в данном направлении более действенной.

При комплексном и системном подходе представляется большая возможность воспитать поколение таких участников дорожного движения, которые спустя годы станут осмотрительными, внимательными и грамотными пешеходами, пассажирами и в дальнейшем водителями.

Говоря о комплексном подходе к профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, нельзя не сказать о созданной в стране системы нормативного регулирования, системы нормативно –

правовых актов, регулирующих деятельность всех субъектов в области безопасного дорожного движения. Эта система чётко выделяет категорию несовершеннолетних участников дорожного движения.

Это Федеральный закон от 10 декабря 1995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который преимущественно содержит предписания общего характера. Приказом МВД ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2003Г № 930 «Об организации работы Госинспекции безопасности дорожного движения по пропаганде безопасности дорожного движения» регламентирована деятельность Госавтоинспекции, которая включает широкий перечень мероприятий, проводимых данной организацией. В Письме от 29 июля 2014г № 08-988 Мо и науки РФ «Об организации перевозок обучающихся в образовательной организации» определены основные мероприятия по повышению безопасности детей при осуществлении перевозок обучающихся автобусным транспортом. 3 октября 2013г. за № 864 Постановлением Правительства утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах». Её можно отнести к категории смешанных правовых актов, поскольку в ней приводятся как нормативные предписания, так и персонально-адрессованные и индивидуально-определённые обязательные юридические предписания. Достижение заявленной в Программе цели предполагает использование комплексного системного подхода к решению приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

Итак мы видим, что профилактика детского дорожно – транспортного травматизма является одной из важных задач в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и государства, и заинтересованных министерств и ведомств, и семьи, и образовательных организаций, и всего общества.

Рассматривая системно-логический метод как условие эффективной организации подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, я считаю, что достичь высоких результатов можно при организации непрерывного обучения и воспитания у детей безопасного поведения в дорожном движении, строгой дисциплины и высокой культуры поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Одним словом, для обеспечения безопасности дорожного движения необходима система непрерывной подготовки детей к такому виду деятельности, как безопасное участие в дорожно-транспортном процессе.

Безопасность детей зависит от взрослых. Давайте беречь жизнь и здоровье наших детей – они бесценны.

Источник: maam.ru