Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до»

Айнура Акматова
Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до»

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается.

Проблема планирования непрерывной образовательной деятельности – НОД, присутствует сегодня у многих педагогов дошкольных учреждений. Ее актуальность обусловлена тем, что в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования ФГОС ДО, Министерством Образования и науки Российской Федерации проводится большая работа по обеспечению дошкольного образования необходимым количеством программ и методических пособий по планированию образовательного процесса с детьми, как в организованной, так и в свободней самостоятельной деятельности. Авторы и разработчики примерных общеобразовательных программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, понимая важность поставленной перед ними задачи, создают не только сами программы, но и учебно-методические комплекты к ним. Безусловно, такая помощь дошкольным организациям необходима. Но, к сожалению, многие педагоги-практики зачастую используют их в своей работе, не подвергая содержание этих материалов глубокому анализу, и не учитывают условия осуществления образовательного процесса, индивидуальные особенности и уровень развития своих воспитанников. Поэтому, в большинстве случаев, такая «помощь» не стимулирует рост профессионального мастерства педагогов.

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным. Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» — НОД, в других — «организованная образовательная деятельность» — ООД, в третьих — «образовательная ситуация» — ОС. Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.

Каким должен быть конспект НОД? Надо ли подробно расписывать все занятие? Для планирования образовательной деятельности, существует общепринятая форма – конспект. Есть два вида конспекта:

-краткий;

— развернутый.

И в кратком и развернутом конспекте обязательны все его структурные элементы — тема, цель, задачи и так далее. Но, в отличие от развернутого конспекта, в кратком конспекте нет подробного описания хода занятия. Достаточно указать методы и приемы каждой части занятия. Например:

Тема: ххххххххх

Образовательная область: ххххххх

Цель: хххххххх Задачи: ххххххххх

Предварительная работа: хххххххх

Материалы и оборудование: ххххххххххх

В конспекте обязательно указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Ход НОД:

1. Мотивационная часть (варианты): — чтение стихотворения, загадывание загадки, проблемная ситуация «…», проблемные вопросы и т. д. Мотив – это причина, побуждающая к действию.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

1. Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

2. Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

3. Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

2. Основная часть: — сюжетно-игровая ситуация «….», дидактическая игра (игры) «…», беседа (2-3 вопроса указать, просмотр видеофильма «…», рассматривание образца, пояснения, уточнения, эксперимент, моделирование, физкультминутка «…» и т. д.

3. Заключительная часть (рефлексия): — вопросы закрепляющего характера, чтение стихотворения, игровая ситуация и т. д.

Безусловно, такая форма написания конспекта предполагает наличия у педагога практических навыков проведения занятий, умения импровизировать и ориентироваться в ситуации, находить наиболее рациональные пути решения возникшей по ходу занятия проблемы. Как правильно оформить конспект занятия.

Итак:

Что такое цель?

Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.

А задачи формировать глаголом в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. п.

Цель и задачи занятия заменяют программное содержание.

Следует обратить внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (в законе «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

1. Обучающие задачи — пишем, чему будем обучать детей на данном занятии. В задачах нельзя писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.

2. Развивающие задачи — пишем, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств.

3. Воспитывающие задачи — какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии.

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми, это — беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.

Указываются формы организации коллективной деятельности — работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей, если она запланирована.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на НОД (если имеет место).

Материалы и оборудование: перечисляется какое оборудование будет использовано на данном НОД, например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Ход занятия:

Ход занятия можно оформить в двух вариантах (сценарий или технологическая карта). Но, не зависимо от формы написания хода занятия, структура остается неизменной.

а) Вводная часть (мотивация к деятельности) – 8-10% от общего времени занятия. Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается, прежде всего, потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней

б) Основная часть – 80% В основной части педагог:

1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов. Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание. Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления. Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.

2. Использует дидактические игры, игры по ТРИЗ-технологии. Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности — парные картинки. Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы, в парах, группах.

3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.

в) Заключительная часть — рефлексия: –10-12% .В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части — это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД. Таким образом, в конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей

2. Программное содержание — обучающие, развивающие, воспитывающие задачи.

3. Словарная работа.

4. Оборудование занятия.

5. Демонстрационный материал.

6. Раздаточный материал.

7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.

8. Предварительная работа с детьми — со всей группой, с подгруппой, индивидуально.

9. Индивидуальная работа с детьми на НОД — какая, с кем, в какой части занятия.

10. Структура занятия и методические приемы.

11. Организаций детей на занятии.

12. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Спасибо за внимание!

Источник: maam.ru