Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с «ФГОС до»

татьяна Туева
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с «ФГОС до»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

В качестве доминирующего фактора социально-коммуникативного развития ребенка выступает социальная среда.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.

Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать, как умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Средством социализации дошкольников может служить игра, так как она занимает важное место в жизни ребенка. В процессе игры легче усваиваются понятия и приобретенные навыки. В условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими. Игра служит моделью социального взаимодействия, средством усвоения ребенком социальных отношений.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

Для успешного формирования социально-коммуникативной компетенции следует создать необходимые условия:

атмосферу доброжелательности, любви и взаимопонимания;

обучать умению слушать и слышать другого;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам:

обучать умению использовать формулы речевого этикета;

развивать навыки общения в разных жизненных ситуациях;

формировать чувства симпатии между участниками общения;

обучать умению владеть собой.

Источник: maam.ru