Консультация для родителей

татьяна корочкова
Консультация для родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»

Консультация

«Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений»

Подготовила: Т. Я. Корочкова

Саранск 2019

C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает с самого детства.

Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действием, словам, отношению. Человек и природа — одно целое. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня все чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста.

Как указал известный психолог А. В. Запорожец, если не сформировать познавательную активность в первые годы жизни, то восполнять возникающий недостаток в душе бывает очень сложно, а порой даже невозможно.

Мысли учёного подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве – высечено на камне, что узнал в старости – написано на льду».

Познавательный интерес не является врождённым, а формируется в процессе обучения и воспитания, в процессе усвоения детьми общественного опыта, обобщённого опыта, обобщённого в системе знаний, умений, навыков. Он – союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей.

Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?

Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней — неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Основные задачи по формированию бережного отношения к миру растений:

— передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

— формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

— навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

— развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

В семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

Для формирования бережного отношения к миру растений надо:

— расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;

— формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

— расширение и активизация словаря по теме;

— воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

В процессе общения с природой у детей постепенно пополнится словарный запас, в организованном обучении или совместной деятельности будет способствовать активизации и расширению словарного запаса.

Таким образом, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Обогащая словарный запас, полученный на занятиях, формируются речевые умения и навыки, строится правильное отношение на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.

Список использованных источников.

1. http://virtualtaganrog.ru/maps/news/konsultacija-formirovanie-u-doshkolnikov-berezhnogo-otnoshenija-k-miru-rastenii.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-cherez-okruzhayuschii-mir.html

Источник: maam.ru