Консультация для родителей «Зачем языку делать зарядку?»

Письменная Елена
Консультация для родителей «Зачем языку делать зарядку?»

Речь – одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Общеизвестно, что каждый нормально развивающийся ребёнок к началу пятого года жизни овладевает всеми звуками родного языка. Исключение составляют самые сложные звуки.

Существует ошибочное мнение, что дети самостоятельно, путём подражания, освоят все звуки, если строение органов речи у них правильное. Но мышцы органов речи, движения органов речи у детей недостаточно натренированы. Требуется особая подготовительная работа, заключающаяся в тренировке органов речи, в формировании правильных артикуляционных укладов.

Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно или через день в форме игры, в течение трёх-пяти минут.

1. Упражнение “Улыбочка”

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

2. Упражнение “Дудочка”

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперёд в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

3. Упражнение “Хоботок”

Цель: развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10с.

4. Упражнение “Лопаточка”

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.

5. Упражнение “Чашечка”

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко открыт. Широкий кончик языка поднят вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык под счёт до 10.

6. Упражнение “Заборчик”

Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, 10-15 с.

7. Упражнение “Лошадка”

Цель: Растягивать подъязычную связку языка. Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощёлкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение выполнить 10-15 раз.

8. Упражнение “Маляр”

Цель: вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5-6 раз.

9. Упражнение “Дятел”

Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко открыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребёнок при этом произносит звук [д], подражая 3 стука дятла: д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 с.

10. Упражнение “Покусывание кончика языка”

Цель: активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

11. Упражнение “Утюжок”

Цель: активизировать кончик языка на бугорках.

Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперёд. Упражнение проводить 20-25 раз.

12. Упражнение “Качели”

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторять 15-20 раз.

13. Упражнение ”Часики”

Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе, длительность – 20 с.

14. Упражнение “Вкусное варенье”

Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5-6 раз.

Источник: maam.ru