Консультация для родителей «Как развивать связную диалогическую речь у детей?»

Надежда Ратникова
Консультация для родителей «Как развивать связную диалогическую речь у детей?»

«Как развивать связную диалогическую речь у детей?»

Каждый из нас, хотя бы раз, задумывался, почему нашим детям так трудно рассказать о том, чем он занимался в детском саду, кого увидел в зоопарке? Мы уже настолько привыкли к «молчаливому» и немногословному общению между детьми и родителями, что это нас не волнует. А на самом деле есть о чём беспокоиться, ведь как показывают результаты диагностики, у многих детей отмечаются затруднения в составлении рассказов, в воспроизведении услышанной сказки или истории. Что же делать?.

На мой взгляд, именно родителям необходимо пересмотреть своё немногословное общение с ребёнком. Только в общении с родителями дети узнают много нового и интересного, обогащают свой кругозор и расширяют словарный запас. Мамы и особенно папы должны следить за правильностью своей речи.

Первый пункт успешного обучения диалогу – это разговоры с ребенком на любые темы, везде и всегда, расширение знаний о мире: тем самым расширяя словарный запас малыша.

Второй пункт – развитие диалога у ребенка сначала невозможно без специальных игр, которые побуждают к ведению беседы. В процессе любой игры важно описывать, что вы чувствуете, так же учите и малыша проявлять эмоции. Удивляйтесь, смейтесь, грустите, но вместе с вашим ребенком. Это и будет означать, что вы ему всецело доверяете.

Третий пункт – это чтение детской художественной литературы. Диалоги сказочных героев дают вашему малышу наглядный пример ведения беседы.

Четвертый пункт — это словесные поручения. Когда дети погружаются в какую то порученную им ситуацию, то им легче воспринимать правильно все, что происходит. А для тренировки и построения диалога ребенку можно предложить выполнение несложных поручений, в которых нужно либо к кому-либо обратиться с просьбой, либо обсудить какую-то тему или сообщить какую-то новость.

Пятый пункт -это разнообразные игры, через которые происходит формирование навыков и умений диалогической речи. Можно использовать ролевые игры, подвижные игры, разные театральные постановки в виде инсценировок и драматизаций, а также дидактические игры.

Упражнение «Диалог» Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать вашего малыша вступать с вами в диалог. А для этого, задав ему вопрос, делайте длинные паузы до 5-15 секунд в расчете на то, что малыш вам обязательно ответит. Вот например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси мне, пожалуйста, кубик. Что ты мне принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай мне кубик. Что ты мне дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

Игра «Что мы видим из окна?» Вместе с малышом посмотрите в окно. Предложите ему поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди с ребенком перечисляйте то, что вы видите из вашего окна. Описывайте все увиденное в мелких деталях.

Упражнение «Давай поговорим» Это упражнение — обычная беседа на бытовые темы. Правила : — Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Если ребенок захочет, то можно поменяться ролями… Ребенок задает вопросы, а взрослые отвечает. Например: Ты сегодня завтракал?. А что ты ел?. Какая сегодня погода?. Тебе нравится заниматься со мной?

Осваивая разными образами роли участников диалога, дети становятся все более и более самостоятельными и активными в общении с окружающими. И поэтому меньше нуждаются в помощи взрослого. А родителям всегда следует помнить, что необходимым условием для развития диалогической речи является речевая среда в семье ребенка, которая обеспечивает постоянное практическое употребление речевых средств общения и развивает новые умения разговорной речи.

Уважаемые родители! Хотя бы на часок в день, превращайтесь в маленьких, беззаботных малышей: играйте, читайте, фантазируйте вместе с ребенком.

И успех грамотной, красивой речи вашего ребенка вам будет гарантирован!

Источник: maam.ru