Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»

Млада Сидорова
Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»

Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для социально-нравственного развития ребенка.

Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания уделяется чтению. Хотя читать люди не перестали, изменилось качество литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами, которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути выхода из нее.

Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение, особенно дети дошкольного возраста, очень быстро впитывает в себя, не прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не прокомментируемую взрослыми информацию.

Как результат мы наблюдаем примеры детской агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям, примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует. Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое.

Перед педагогами и родителями, таким образом, встают важные задачи:

1. Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и т. д.

2. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.

3. Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни, уметь делать нравственный выбор.

4. Развивать у детей чувство любви и уважения к окружающим людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

5. Формировать социально-нравственные и коммуникативные навыки детей.

Очень эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Нравственные понятия ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки — это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение взрослого, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом.

После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.

Следующий метод – рассказывание, т. е. свободная передача текста. При пересказе допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Еще один метод, который дети очень любят, это инсценировка сказки, в ней могут принять участие все желающие. Особенно важно в нее вовлекать детей, они с большим азартом включаются в действие, передают характерные особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.

Игра-драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа, примеряя на себя ситуации нравственного выбора, духовных испытаний.

Игра-драматизация способствует воспитанию нравственных качеств ребёнка, а также таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, помогает социализации, развивая коммуникативные качества дошкольников.

Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность.

Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению.

Велико значение этих игр и для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения.

Развитие и совершенствование движений в игре способствует также физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою.

Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий и т. п.

Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций делятся на 3 этапа:

На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. Далее – показ сказки, используя, например, театр картинок, т. к. просмотр иллюстраций оказывает огромную помощь в осознании образов персонажей, особенно в младшем возрасте. Можно провести и продуктивную деятельность – рисование, лепку, аппликацию по сказке.

II-й этап посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого используются разнообразные игры и речевые упражнения на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей.

На III-м этапе основное внимание уделяется развитию общения и взаимодействия по поводу игры. Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. При распределении ролей следует учитывать желания и интересы детей, а также использовала выбор с помощью “волшебной палочки”, считалок.

В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. Уголок театрализованной деятельности должен быть оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др. ; должен содержать разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке потребуются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т. п. Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценирования сказок может проходить совместно с детьми и родителями: изготовление элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров.

Список рекомендуемой литературы по теме:

1. Александрова О. Разыгрываем спектакли / Дошкольное воспитание № 1 1988.

2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.

3. Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях / Дошкольное воспитание, № 11 1982.

4. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Игра-драматизация – основа знакомств с культурой других народов / Дошкольное воспитание № 1994 № 3.

5. Доронова Т. Н. Играем в театр. / М., 2004.

6. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М. 1996.

7. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.

8. Лапутина О. развитие творчества в игре-драматизации / Дошкольное воспитание 1982 № 11.

9. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.

10. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М. 1984.

11. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.

12. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.

13. Рубенюк Е. Игра-драматизация в воспитании дошкольников / Дошкольное воспитание 1983. № 12.

14. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание 1983. № 4.

15. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л. Д. Кошелевой. М. 1985.

16. Шипицина Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками. С-Пб., 1987.

Источник: maam.ru