Консультация для педагогов: «Организация проектной деятельность в детском саду»

Наталья Беркинова
Консультация для педагогов: «Организация проектной деятельность в детском саду»

«Организация проектной деятельность в детском саду»

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.

Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности.

Проект – это «5 П»

ПРОБЛЕМА (значимая задача,

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма презентаций,

ПОИСК информации (поиск и сбор материала,

ПРОДУКТ (результат работы, изделие,

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).

Алгоритм разработки проекта

Задачи Этапы

Начальный

(целеполагание) Определение проблемы (темы) Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации.

Выполнение проекта Выполнение проекта. Работа над проектом, его оформление.

Защита проекта Подготовка к защите.

Объяснение полученных

результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.

Классификация проектов

по целевой установке,

по составу участников,

по тематике,

по срокам реализации,

по содержанию.

Виды проектов

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды»,

«Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».

3. Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.).

4. Нормативные (проекты по созданию норм поведения):

Запрещающие, позитивно нормирующие,

нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника По количеству участников:

Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).

2. Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).

3. Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).

По продолжительности:

краткосрочные — (одно или несколько занятий,

средней -продолжительности (до 1 мес.)

долгосрочные — (до полугода-года).

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.

Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Последовательность работы педагога над проектом:

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал;

• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

• даёт домашние задания родителям и детям;

• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Желаю творческих успехов!

Источник: maam.ru