Консультация для педагогов «Цифровая гигиена»

Наталья Попова
Консультация для педагогов «Цифровая гигиена»

Проблема: насколько нужны нашим детям гаджеты

Думаю, ни у кого сейчас уже не вызовет удивления такая картинка: сидящий в коляске малыш сосредоточенно всматривается в монитор гаджета, тычет пальчиками в кнопки или даже использует электронный курсор для совершения определённых операция, и разражается оглушительным рёвом, если тот случайно выпадает из его маленьких ручек или выключается. А озабоченная своими проблемами мама (или папа) скорее поднимают или включают гаджет снова и возвращают раздражённому малышу. Эх, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало (или не отвлекало!

Или другая картинка. Автобус, середина дня. Народа немного, но все сидячие места заняты, и в основном, молодёжью. И чем же она занимается? Все в своих телефонах, айфонах, смартфонах и пр. Нужны ли комментарии?

Да, мы, старшее поколение сторонних наблюдателей, отлично понимаем, что это вредно, плохо, но отдаём ли мы себе отчёт в том, НАСКОЛЬКО это вредно.

Чтобы составить себе более или менее понятную картину происходящего, давайте немного погрузимся в суть вопроса.

Перед нами стоит задача выбора, к примеру, какого-то действия. И преподносится она в двух вариантах: текстовом, когда нам надо всё прочитать и усвоить, и в виде, предположим, комикса, но с тем же содержанием. Что мы выберем? Конечно, комикс! И это не стыдно, не неправильно! Так работает наш мозг. Такова его экономика. Выбирая путь решения какой-то задачи, он выбирает наиболее лёгкий. Использование этого свойства мозга учитывается представителями медиаиндустрии в создании различных контентов. Они соревнуются между собой, как и какой контент сделать проще и привлекательнее для потребителя. И мы имеем прямую возможность наблюдать и даже участвовать в переезде из цивилизации текстов и системного мышления в цивилизацию зрительных образов, где нет ни системного мышления, ни аналитического.

Когда мы потребляем этот продукт, фактически мы отправляем свой мозг в спячку, мыслительные процессы в восприятии зрительного контента не участвуют. И, говоря проще, эта система была создана для того, чтобы расстраивать социальные отношения с другими людьми. Ещё в 1997 году время экранного общения равнялось времени общения, так сказать, лицом к лицу. А в 2007, с созданием айфонов, экранное время превосходило время личного непосредственного общения в четыре раза! И эта тенденция только увеличивается, причём в геометрической прогрессии. И сейчас мы пришли, как говорит психолог А. Курпатов, к эпидемии цифрового аутизма, состоянию, при котором молодые люди не могут удерживать длительно контакт друг с другом. Им неинтересен внутренний мир другого человека. Исследования показали, если человек проводит «в телефоне» более 2-3 часов в сутки, у него нарастают депрессивные мысли и возрастают суицидальные наклонности.

Исследования же в области использования гаджетов и их влияния на интеллектуальное развитие показали, что мы резко глупеем, когда держим в руках телефон, но зато объём нашей оперативной памяти и подвижного интеллекта резко возрастает, когда телефона с нами нет.

Изменение в потреблении информации приводит к тому, что мир делится не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Меняются структуры социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления в социуме, где есть верх и низ, и переход к горизонтальному обществу, ведёт к тому, что мы теряем биологические навыки и возможности к обучению, и от этого хуже учимся, т. е. страдает образовательный процесс. Изменения в коммуникациях приводит к цифровому аутизму, к снижению эмоционального интеллекта, к увеличению цифровой зависимости.

Общая установка на гедонизм, на получение удовольствия при неспособности строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся нетолерантны к своим провалам, рассчитывают на быстрый и лёгкий успех, и, следовательно, всё это будет далеко не лучшим образом работать на экономику и цивилизацию в целом.

Самый известный ныне философ Даниэл Денеетт, задавая вопрос, можем ли мы доверить когнитивные функции человека машинам, сам на него и отвечает, шутя: да, конечно, можем, если мы сможем предотвратить атрофию своих познавательных навыков. Именно это сейчас и составляет основную проблему.

Для того, чтобы свести хотя бы минимально эту проблему к нулю, надо соблюдать цифровую гигиену, что должно стать нормой жизни. А также улучшать свои социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций.

И пора уже, пока не стало слишком поздно, решить, насколько, где, когда и в каком объёме нужны нашим детям всяко-разные гаджеты. Я не за отказ от них, а за разумное их использование!

Консультация поготовлена по материалам выступления психолога А. Курпатова на встрече в Давосе на Всемирном экономическом форуме 21-24 января 2020 г.

Источник: maam.ru