Конспект «Звук и его секреты» старшая группа

Татьяна Калиничева
Конспект «Звук и его секреты» старшая группа

Цель:

сформировать интерес к миру звуков средствами физического эксперимента.

Задачи:

-подвести к пониманию причин возникновения звука, Выявить особенности передачи звука на расстоянии

познакомить со строением органа слуха у человека

-развивать познавательный интерес, любознательность, умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Речевое развитие:

-учить четко выражать свои мысли, составлять рассказ по опорным схемам.

Социально-коммуникативное развитие:

-развитие коммуникативности, элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий.

Художественно-эстетическое развитие:

-упражнять в использовании различных предметов для создания новых поделок

— учить внимательно слушать и воспринимать услышанное.

Физическое развитие:

— формировать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

-беседы с детьми о значении слуха в жизни человека

-просмотр мультфильма «Звуки вокруг нас»

-дид. игра «Музыка или шум?»,»Угадай на чем играю»

-рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Тело человека»

-беседа о том, как беречь слух.

Оборудование:

-проектор, запись мультфильма «Уши для Ушарика»

-таз с водой, камешки по количеству детей, деревянная лопаточка,

Линейки по количеству детей

Канцелярские резинки, простой карандаш, коробки из пластика по количеству детей.

банка с водой, гитара,

-шнуры с бусинкой, прикрепленные одним концом к столу скотчем по количеству детей.

-карточки с условными изображениями.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята,подойдите,пожалуйста,ко мне. вы любите играть в прятки.? Я хочу узнать,сможете ли вы меня найти в группе с закрытыми глазами за одну минуту. Вы согласны мне помочь в этом? Замечательно, тогда закрывайте глаза и не подглядывайте. По команде начинайте искать. (воспитатель отходит в другой угол группы и начинает звенеть в колокольчик)

Молодцы. Вы нашли меня даже с закрытыми глазами. А что вам в это помогло (звук колокольчика) Вы шли на звук колокольчика и это помогло вам меня так быстро найти. А вы знаете как появляется звук, как он достигает наших ушей? Хотите это узнать? А помогут нам в этом обычные предметы.

Опыт№1

Смотрите, у меня в руках простая деревянная лопаточка для переворачивания пищи. Послушайте, она издает звуки? А если я заставлю лопаточку двигаться? (Прижимаю ладонью ручку лопатки к столу и снизу заставляю лопатку вибрировать) Вы слышите звук? Что происходит с лопаткой? Верно,она колеблется, вибрирует. Кто увидел вибрацию лопатки? Догадались, отчего возникает звук? Верно звук возникает от колебания, движения. Посмотрите на эту карточку («условное изображение вибрации(*).Что мы узнали из этого опыты? Причиной возникновения звука являются колебания предмета, его вибрация. Давайте повесим нашу карточку на доску,она нам пригодится в дальнейшем.

Опыт №2

«Как распространяется звук»

Встаньте вокруг таза с водой и возьмите каждый по камешку. Сейчас вы по парам будете подходить к воде, и бросать туда свои камушки. Понаблюдайте что будет происходить с поверхностью воды. (Дети парами бросают камни и делятся своими наблюдениями.) Вы увидели, как от камня расходятся круги, маленькие волны по воде. Так ж распространяется звук. Только звуковая волна невидима и передается она по воздуху. Отойдите от меня на 5 шагов и постарайтесь услышать что я вам скажу. (Воспитатель тихо говорит любое слово) Почему вы меня услышали? Посмотрите на эту картинку. Что мы узнали из этого опыта? (Изображение звуковой волны и перечеркнутого человеческого глаза) Верно, звук передается звуковой волной. Её нельзя увидеть.

Опыт №3

А сейчас я предлагаю вам самим выяснить зазвучат у вас предметы или нет. Подойдите к столам. На них лежат линейки Прижмите одной рукой конец линейки к столу а другой конец линейки дерните снизу. Что произошло? У линейки появился голос, она зазвучала. Что происходит с линейкой,когда мы дергаем свободный конец? Да, она дрожит, колеблется. Но если линейка не движется,она звучит? Что мы узнали из этого опыта (звук появляется от колебания. Звучит только то, что колеблется)

Опыт№4 Гитарные струны

А сейчас я предлагаю сесть на ковер и отгадать, что за инструмент я вам принесла (гитара) Сколько струн у гитары? Они одинаковы по толщине. Послушайте как по разному звучат струны. Чем тоньше струна и чем сильней она натянута, тем выше звук она издает. А кто догадался,что нужно сделать, чтобы заставить гитару замолчать?.(Прижать ладонь к струнам и остановить их колебания. Чему вас научил опыт с гитарой (разные по толщине струны издают разные по высоте звуки.)Молодцы.

ОПЫТ№5 «Звучащая струна»

Материал :пластиковые коробки, карандаш, канцелярские резинки.

Я предлагаю каждому из вас самому сделать струнный инструмент. Попробуйте натянуть резинки на коробки и извлечь из них звуки. Поиграйте на своей струне. Как она звучит? Какой звук она издает?. А теперь возьмите карандаш, подсуньте под резинку и сделайте несколько оборотов. Что произошло с резинкой (она натянулась сильнее) Какой звук она стала издавать, выше или ниже? Когда я и вы играли на гитаре и своих инструментах через что проходил звук и попадал к нам в ухо. (Звуковая волна шла по воздуху). Посмотрите на этот голубой прямоугольник. Он поможет нам запомнить что звуковая волна передается по воздуху. (выкладываю карточку на доску) Что мы узнали из этого опыта? (Звуки могут звучать высоко-низко. Чем сильнее натянута струна, тем выше звук.) На этой карточки нарисованы высокая и низкая стрелки. Они обозначают высокие и низкие звуки.

ОПЫТ№5 «Звук и твердое тело»

Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние через твердое тело (шнур с бусинкой) Подойдите к столам. С краю прикреплены шнуры с бусинками. Шнур это твердое тело. Это не воздух, который мы не видим. Давайте проверим, проходит звук через твердое тело или нет. Для этого вы должны взять конец шнура намотать его на палец. Палец засунуть себе в ухо, натянув шнур свободной рукой попробуйте на нем поиграть, как на струне. Кто услышал звук, исходящий от шнура?. Что мы узнали из этого опыта (Звук распространяется через твердое тело)

Посмотрите на эту карточку. (квадрат в клеточку) Он обозначает твердое тело через которое проходит звук.

А теперь пройдем на ковер и проверим, проходит звук через воду или нет.

ОПЫТ № 6. Проходит ли звук через воду?

Мне нужен помощник. Он будет держать банку с водой. Я сейчас буду вас вызывать к себе. Вы подходите к банке и закрываете глаза. Я буду бросать камешки в банку, а вы постарайтесь отгадать, сколько камешков я брошу. (Вызвать 2-3 ребенка) Почему вы все отгадали, сколько камней я бросила в воду. Вы же не видели этого? Звук передается по воде? Действительно звук проходит и по воздуху и по воде. Посмотрите этот белый прямоугольник, будет обозначать воздух, а голубой воду. Что мы узнали из этого опыта? А сейчас, .как настоящие ученые попробуйте рассказать, что вы узнали о звуке в ходе экспериментов с помощью наших карточек-подсказок. Вызвать к доске ребенка для обобщающего рассказа по опорным картинкам. Вы должны рассказать от чего возникает звук, как он появляется, как он передается. Каким бывает звук. И в какой среде он передается быстрее.

Ребята, вам понравилось быть экспериментаторами? Расскажите, какой опыт лично для вас был самым трудным? самым легким? самым интересным? Что нового вы узнали о звуке?

Мы живем в мире звуков. Мы их слышим и помогают нам в этом наши уши. Ухо человека устроено не просто. Смешарики прислали нам замечательный мультфильм. Давайте его посмотрим

Просмотр мультфильма

.В следующий раз мы продолжим наши эксперименты со звуком, а сейчас помогите мне собрать всё оборудование и сложить его в нашем уголке для любознательных Почемучек.

Источник: maam.ru