Конспект занятия в старшей группе «Сокровища земли Донбасской»

Инна Дерезюк
Конспект занятия в старшей группе «Сокровища земли Донбасской»

Программное содержание: Расширять знания детей о профессии шахтёра, к шахте, как месту работы родителей. Формировать представление детей о полезном ископаемом- угле. Пополнить знания детей о том, как и каким способом добывают уголь в нашем городе. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе.

Развивать у детей умение узнавать полезные ископаемые при помощи тактильных ощущений.

Способствовать развитию умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи.

Пробудить чувство гордости за наш Шахтерский край.

Формировать социальные навыки, убеждение в необходимости экономно расходовать уголь, представление о правилах поведения человека в природе.

Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их после работы.

Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемотаблицу.

Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

1. Совместная деятельность: беседы о Донбассе и его богатствах, о профессии шахтёра, о природных ископаемых и их роль в жизни человека, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание лепбука по теме: «Черное золото Донбасса».

2. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание природных ископаемых в книгах и лаборатории детского сада.

Материалы для проведения занятия:

— иллюстрации к дидактической игре «Мой город»,

— индивидуальные карточки к дидактической игре «полезные ископаемые»,

— карточки к дидактической игре «Собери рюкзак геологу»,

— презентация «Уголь»,

— 3 мешочка для дидактической игры «Узнай полезное ископаемое при помощи тактильных ощущений»,

— разрезные картинки для игры «Что из чего сделано».

3. Создание газеты «Донбасс – мой край родной».

Ход занятия:

1. Стихотворение о Шахтёрске.

Есть на планете городок,

Шахтерском он зовется,

И нет разницы в нем дождь,

Иль ярко светит солнце.

Ведь это Родина моя,

Ее не выбирают.

Как жаль, прошедшие года

Мгновения в памяти стирают.

Здесь детство, школа, первый класс,

Друзья, улыбка мамы,

Куда не глянь — родной Донбасс,

Красивый, гордый, сильный самый!

— Можно ли сказать, что автор гордится своим краем и если гордится, то чем?

— Как называется наш край?

— А наш город как называется?

— Шахтёрск- это наша малая Родина.

— Почему наш город назвали Шахтёрском?

— Мы можем сказать, что мы родились и живём на Донбассе.

— Как называется главный город на Донбассе?

Дидактическая игра «Мой город».

Дети читают название городов Шахтёрск, Донецк и на магнитной доске выставляют соответствующие фото городов.

— Что изображено на фото Шахтёрска?

— Какие места вы узнали?

— А как вы определили, что это Донецк?

Рассматривание карты Донбасса.

Дети рассматривают карту Донбасса с условными обозначениями полезных ископаемых.

— Посмотрите, это карта нашего Донбасса. Здесь находится наш город. Кто знает, что обозначают эти геометрические фигуры?

— Каких обозначений больше? Это залежи угля.

— Нам с вами есть чем гордится. Наш край очень богатый полезными

ископаемыми. Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

— Какие полезные ископаемые вы знаете? (уголь, мел, руда, известняк, песок, соль)

— Кто добывает полезные ископаемые?

— Какой труд у шахтёров?

Дидактическая игра «Полезные ископаемые».

Дети на индивидуальных карточках читают названия полезных ископаемых и соединяют с соответствующим обозначением.

— Чем больше полезных ископаемых, тем наш край будет богаче и краше. Кто находит полезные ископаемые? (геологи)

— Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться на поиски полезных ископаемых на Донбассе?

— Для начала мы должны собраться в дорогу.

Дидактическая игра «Собери рюкзак геологу».

Дети подходят к карточкам, выбирают одну и поочерёдно объясняют. Что для чего нужно.

— Идти надо дружно, помогать будем друг другу во всём. Только тогда мы достигнем цели.

Физминутка.

Мы растём, растём, растём.

Всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек.

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим.

— Вот мы с вами и дошли. Посмотрите, перед нами гора, а что же за ней. (дети находят три мешочка)

— Здесь находятся полезные ископаемые, которые добываются у нас на Донбассе. Я загадаю загадки, а из разгадок вы узнаете, месторождения каких полезных ископаемых мы нашли.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

Если встретишь на дороге.

То увязнут сразу ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (глина)

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Черный и блестящий,

Помощник настоящий. (уголь)

— А сейчас те же самые ископаемые вы узнаете на ощупь.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

— Ребята, наш город построился за счет того, что здесь найдены залежи угля, которые находятся глубоко под землёй.

— Где добывают уголь?

-Кто добывает уголь, назовите профессию.

-Профессия шахтёра очень важна, почетна и опасна! За хороший труд шахтёрам присваивается звание «Почетный шахтёр», награждают медалями.

Рассмотреть с детьми фото «Почетных шахтёров города» : Телитченко М. И. (1965, Венгер П. Е. (1972, Усманов Л. К. (1988, Антипов А. А. (1998)

Просмотр презентации «Уголь».

— Вы хотите поиграть с угольком?

Проводится игра в кругу «Кто уголёк возьмёт, тот слово назовёт…»

Дети называют качества характера, которыми должен обладать шахтёр. (сильный, смелый, трудолюбивый, усердный, старательный, заботливый, внимательный и т. д.)

— В народе уголь называют черным золотом.

— Почему его так называют? Да потому что нам без него не прожить. (Дети вспоминают сказку «Уголек»)

Сказка «Уголёк».

«В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил – был царь. Однажды он повелел своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в царстве. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подарил царю … простой чёрный уголёк…

«Прочь от сюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»

Обиделся уголёк, да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают- топлива нет, холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа- то нет, а без него ни меча сковать, ни пули отлить). Хотел царь чай с конфетами попить, а они исчезли, потому что сироп для их приготавливается с применением угля. Разболелся у царя живот, взял он таблетку, а она в руках исчезла. И в таблетках оказывается уголь есть. В окнах стёкла разбиваться стали, т. к. самое лучшее стекло из угля делается. Решил царь бежать из дворца, хвать одежду, а на ней нет ни одной пуговицы. И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но и пластмассовые пуговицы с применением угля делаются. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой.»

Дидактическая игра «Что делают из угля»

Дети из предоставленных картинок выбирают предметы, изготовленные с помощью угля и составляют схему «Вещи из угля».

— сегодня на занятии мы много говорили об угле, узнали много полезного о нём. А теперь давайте по схеме дадим ему характеристику.

Дети по мнемотаблице «Полезные ископаемые» дают характеристику углю, песку, глине.

«Это уголь. Его добывают в шахте. Он чёрного цвета. Бывает большого и маленького размера. Разной формы. Пачкает руки. Твёрдый и его нужно разбивать молотком. Уголь горит. Людям приносит тепло в дома. С помощью угля изготавливают разные полезные предметы, лекарства, еду».

«Это песок. Его добывают в карьере. Он желтого цвета. Когда сухой, легче. Если намочить, становится тяжелее. Сыпучий. Приносит людям пользу, используется в строительстве, для игры детей, в изготовлении стекла, можно тушить пожары.»

«Это глина. Её добывают в карьерах. Она коричневого цвета.. Когда сухая, легче. Если намочить, становится тяжелее, мягкая пластичная. Из неё можно лепить. Люди используют в строительстве, медицине, для изготовления посуды, кирпича, плитки»

Итог занятия:

Ребята, мы сегодня говорили об угле. Это клад нашей земли Его надо беречь и охранять?

— Что для этого мы будем делать? (бережно относится, не нужно жечь лишний свет, в зимнее время закрывать двери в дома, утеплят окна)

— Чем мы занимались? (беседовали о Донбассе, труде шахтёров. Изучали полезные ископаемые)

— Вам присвоено звание «Юный исследователь» и вручаются медали.»

Вместе хлопнули в ладоши.

Дружно топнули ногою.

Всё, во что мы здесь играли,

Мы запомнили с тобою.

До свиданья всем сказали

И рукою помахали!

Источник: maam.ru