Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Осень золотая»

Светлана Юрьевна Ромашина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Осень золотая»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Осень золотая»

Задачи:

1. Обобщить представления детей об осени, как времени года, её признаках.

2. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных.

3. Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы.

4. Развивать внимание, память, улучшить общую моторику, активизировать словарь: листопад, заморозки, ненастье, слякоть, осадки, облачность.

5. Воспитывать желание наблюдать за красотой природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактический материал:

Кукла Незнайки, иллюстрации и картинки с изображениями осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире, картинки «Деревья», «Птицы», «Животные», «Времена года», «С какого дерева лист».

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц, про осень. Рисование на тему «Золотая осень», дидактические игры.

Ход занятия

Звучит классическая музыка Чайковского (времена года) «Осень».

Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Незнайка и мы расскажем об осени. Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал «Осень».

Чтобы не запутаться вам помогут Схемы-подсказки.

Неживая природа.

Растительный мир.

Животный мир.

Воспитатель: Когда приходит осень? Какие осенние месяцы вы знаете? Что мы относим к неживой природе (это явления природы6 осадки, ветер, долгота дня, погода).

Назовите признаки осени в неживой природе. Каким становится день? (день короче – ночь длиннее). Почему становится прохладно? (солнце светит не так ярко и горячо, как летом). Какие осадки бывают осенью? (дожди, сильнее дует ветер).

Незнайка: Ой, мне скучно!

Воспитатель: Да, Незнайка, осень грустная пора. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин написал об осени много красивых стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы….

Воспитатель: Ребята, а чтоб Незнайке не было скучно, попросим его собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева лист?».

Дети собирают с пола листочки: Егор-клена, Алена- березы, Карина-рябины, Андрей- тополя, Незнайка- осины.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ой, Незнайка, разве это листья осины? Давайте покажем Незнайке собрать листья осины.

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я запомнил! А я предлагаюпоиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

Дуб – дубовый,

Клён – кленовый,

Осина – осиновый и т. д.

Рябина, береза, тополь, калина.

Воспитатель: Молодцы! Правильно.

Дети усаживаются на стулья.

Воспитатель: А теперь мы будем говорить о растениях! Что мы относим к растительному миру? (деревья, кустарники, травы, цветы, грибы). Какие изменения происходят с деревьями с приходом осени? И почему? (осенью опадают листья, потому что от холода сок в стволе и веточках движется медленнее и листочкам его недостаточно. Листья меняют свой цвет и начинают опадать.)

Полина П. читает загадку (заранее приготовить).

Под ногами летают,

Зашагаешь-шуршат,

Яркие, цветные,

Красные резные. (листья)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул (подуть на пальцы С-СС)

Все листочки с липы сдул (С-СС).

Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустились)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (2 раза) (постучать по пальцам)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по коленям)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил. (плавные движения руками вперед-назад).

Одеялом их накрыл (ладони крепко на колени).

Воспитатель: Вот теперь мы приблизились к животному миру. Богатому и разнообразному. (смена картин)

Воспитатель: Кого мы относим к животному миру? (звери, птицы, насекомые, земноводные). Что происходит с ними с приходом осени? (они готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубы, впадают в спячку).

А птицы? (есть которые улетают на юг). Как их называют? (перелетные).

Назовите некоторых из них. (грач, скворец, жаворонок, ласточки и т. д.)

А те, которые остаются как называются? (оседлые или зимующие)

Назовите их. (ворона, галка, воробей и т. д.).

Зимой холодно, насекомых нет, поэтому птицы улетают.

Воспитатель: А тем, которые остаются, как им помочь? (нужно их подкармливать, строить кормушки)

Дидактическая игра «Улетают, не улетают».

Воспитатель: Вы встаете около стульчиков и машете крыльями, если названная птица улетает на юг. А если птица остается – приседаете.

(Ворона, грач, воробей, скворец, утка, галка, голубь).

Воспитатель: Молодцы! Очень внимательны.

Незнайка: Отгадайте загадку!

Болтлива птичка – спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? Длиннохвостая (сорока).

Эта птица перелетная или зимующая?

Воспитатель: А теперь посмотрите на схему подсказку: о чем мы будем говорить теперь! (о заботах человека осенью). Незнайке наверное не терпится узнать о заботах ваших родителей и знакомых осенью? (выставляются картины).

А какие работы выполняются в садах и огородах? (деревья белят, проливают водой. А еще собирают урожай яблок, груш, картофеля, моркови, капусты).

А чтобы урожай сохранился, что делают? (убирают в погреб, картофель. морковь, капусту; сушат; солят; варят варенье, компоты.)

Воспитатель: Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Чтобы все дары сохранить нужно их переработать: законсервировать. Засушить, сварить.

Ну а мы с вами как трудились осенью? (мы убирали листья на участке, чтобы помочь дяде Саше, нашему дворнику).

Воспитатель: А сейчас мы приглашаем Незнайку поиграть с нами.

У вас на столе лежат карандаши и листочки с заданиями. Нужно обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы едим вершки (листья, зелень). А красным цветом те овощи, у которых мы съедаем и то и другое.

Воспитатель: Молодцы! Каждый постарался на славу.

Незнайка, тебе понравилось? Как ты думаешь, мы ничего не упустили? Чьи ртветы тебе понравились больше? Почему?

Ответы Незнайки.

Воспитатель: Спасибо, что пришел к нам. Приходи еще к нам в гости! До свидания!

Дети: До свидания.

Источник: maam.ru