Конспект занятия «Синичкин день»

Комаровская Мария Евгеньевна
Конспект занятия «Синичкин день»

Конспект занятия, проведенного в группе №5 «Лесная полянка» МДОУ детский сад комбинированного вида №145

Комаровской Марией Евгеньевной.

Тема занятия: «Синичкин день»

Тип и вид занятия: открытие новых знаний

Цели занятия: Ознакомление детей с народным праздником — 12 ноября «Синичкин день».

Задачи занятия:

Образовательная:

— познакомить детей с праздником «Синичкин день»;

— расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

— знакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц;

Развивающая:

-развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;

-способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)

Воспитательная:

-воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение к природе, желание помочь им пережить суровое зимнее время;

-воспитывать интерес к народным традициям;

— создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Планируемые результаты:

1. Дети получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;

2. Пополнят свои знания о зимующих птицах;

З. Расширять словарный запас;

4. Научаться заботиться о зимующих птицах;

5. Приобретут экологическую привычку подкармливать птиц зимой.

Основные понятия: кормушка, холодно, голодно.

Форма занятия: фронтальная.

Методы: словесный метод, наглядный метод.

Приемы: побуждающий диалог

Оборудование: 2 письма от синички, аудиофайл «Пение синички», Картинки с изображением птиц

Структура занятия:

Дидактическая структура занятия Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, а праздник! А что сегодня за праздник и кому он посвящен мы с вами сейчас узнаем. Слушают воспитателя.

Подготовка к основному этапу занятия — Для такого чтобы узнать, кому же посвящен праздник, я предлагаю вам закрыть глазки.

Включается аудиофаил *пение синички*

— Что это за звук? Кто узнал?

-Правильно! Молодцы! Это поет птичка!

— Ребята посмотрите, что это у нас там лежит?

— Да, верно. Давайте скорее прочитаем и посмотрим, что же там!

Воспитатель открывает письмо и читает вслух.

«Здравствуйте ребята! Меня зовут синичка чик-чирик. У меня праздник, но все про меня забыли. Ребята, помогите, пожалуйста, всем вспомнить и рассказать, что за праздник я буду отмечать.»

-Ребята, давайте поможем синичке! А кто знает, что за праздник такой отмечает синичка?

— А когда отмечается этот праздник?

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Дети закрывают глаза и слушают.

— Пение птички!

— Письмо и посылка.

Слушают воспитателя.

— «Синичкин день»

— 12 ноября!

Выполняют упражнения на глаза.

Усвоение новых знаний и способов действий

— Правильно, молодцы! С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птицами.

— Как вы думаете, а почему именно Синичкин день?

— Очень интересные догадки! Молодцы!

— Синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. Слушают.

Высказывают предположения.

Слушают.

Первичная проверка понимания

— Ребята, послушайте стихотворение:

«Синицы». На берёзе возле дома. Кто-то тенькает знакомо. У кормушки шум, веселье – Там справляют новоселье. Шустро зёрнышки клюёт, Спать с утра нам не даёт. Голосистая певичка –Желтогрудая синичка. Н. Агошкова

— Понравилось вам стихотворение?

— Про кого оно?

— А кто попробует описать портрет синички. Как она выглядит?

— Давайте я тоже попробую описать синичку: У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, всегда в движении. Слушают.

— Да.

— Про синичку.

Описывают портрет синички исходя из наблюдений и стихотворения.

Слушают.

Закрепление знаний и способов действий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Помимо синиц к нам прилетают и другие птички, а что это за птички, вы узнаете из загадок:

1. Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает…

2. Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это?

3. Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг.

4. Верещунья, белобока, а зовут её ….

5. На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я …. Выполняют физические упражнения.

Разгадывают загадки.

— Снегирь.

— Воробей.

— Дятел.

— Сорока.

— Ворона.

Обобщение и систематизация знаний

— Молодцы! Разгадали все загадки!

— Вот видите, как много птиц остаётся с нами зимовать. Скоро будет холодно и голодно. Как мы люди, можем помочь птичкам?

— А зачем мы должны помогать птичкам?

— Правильно! Мы должны заботиться, они рассчитывают на нашу помощь. Птицам зимой приходится очень туго. Им очень трудно в зимние морозы найти себе корм. И многие птички зимой прилетают ближе к человеку в надежде, что люди не оставят их в беде и накормят.

— Смастерить кормушки.

— Чтобы они не погибли.

Контроль и самопроверка знаний

— Ребята, а как же птички благодарят людей?

Стихотворение «Покормите птиц зимой» Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

— Ребята, я предлагаю сегодня на прогулке повесить кормушки, которые вы изготовили вместе с родителями. Обязательно нужно не забывать, подкармливать птичек, а иначе они погибнут!

Будем вешать кормушки и кормить птичек?

— Ребята посмотрите на окне еще одно письмо! Давайте прочтем!

«Ребята спасибо вам большое, что вспомнили обо мне и о моем празднике 12 ноября. Надеюсь, что вы не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь нам, зимующим птицам, ваша забота необходима! Вы сегодня постарались на славу, порадовали нас не только своими знаниями, творческим подходом, но и бережным отношением к живой природе! В благодарность я вам высылаю посылку и пусть эти синички напоминают вам о моем празднике! Синичка»

-Давайте скорее посмотрим, что же за посылка?

*Воспитатель достает из посылки синичку из пластилина*

— Вот это синичка! Красивая?

— Предлагаю вам сделать такую синичку из пластилина самим, на следующем занятии! — Птички спасают деревья от вредителей и сохраняют зелеными наши леса

Слушают.

— Да!

Слушают.

— Да!

Рефлексия

— Ребята что нового вы сегодня узнали? Какой момент в занятии вам запомнился больше всего? Понравилось вам наше занятие? Как мы можем помочь зимующим птицам? — Отвечают на вопросы.

Источник: maam.ru