Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы»

Галина Наконечная
Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы»

Задачи: учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить в процессе игры ставить слова по порядку так, чтобы предложение было понятно по смыслу; упражнять детей в «чтении» предложения после перестановки каждого слова. Развивать умение произносить предложения с разной интонацией (сердито, просительно, ласково).

Словарная работа: учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с определенными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Материал: сказка «Лиса и кувшин», картинки лисы и кувшина, иллюстрация «Уборка урожая».

Ход НОД:

Мотивация: Конверт от Буратино.

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром нашла у нашей входной двери конверт, давайте посмотрим от кого он.

(Читает адрес: Детский сад «___», Группа «___». От Буратино

— Нам адресован этот конверт? (Ответы детей).

— Теперь откроем его и узнаем, что нам прислал Буратино.

(Воспитатель достает листок с загадками и книгу)

Загадки

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара… (Лиса)

Для молока, сметаны, вин,

Горласт и крепок, стоек, статен,

Узорами на вид приятен,

Огня, Воды и Глины сын —

Пузатый глиняный? (Кувшин).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что общего может быть у лисы и кувшина? (Высказывания детей).

— А общее то, что они из одной сказки, которая называется «Лиса и кувшин». Послушайте. Русская народная сказка «Лиса и кувшин».

Рассказ сказки (Рассматривание иллюстраций).

Объяснить детям значение слова «жать» — убирать зерно. (рассматривание иллюстрации)

Вопросы:

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Как лиса попала в кувшин?

— Как она сначала разговаривала с кувшином?

— Какие слова она говорила?

— Как она потом стала разговаривать?

— Чем заканчивается сказка?

— Какой показана лиса в этой сказке?

Игра «Скажи ласково»

Лиса – лисонька.

Кувшин – кувшинчик.

Молоко – молочко.

Поле – полюшко.

Дорога – дороженька.

Баба – бабуленька.

Куст – кустик.

Повторный рассказ сказки.

Пересказ сказки детьми. (2-3 пары)

(Дети выбирают себе пары и сами договариваются, кто будет говорить слова лисы, а кто рассказчика)

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.).

Упражнение «Как сказать по- другому».

Дорога – путь, тропинка …

Жать – убирать, трудиться, работать …

Лакать – пить, утолять жажду …

Бежать – нестись, мчаться, приблизиться …

Рыжая – огненная, оранжевая …

Игра «Живые слова»

Составление предложения со словом — «лиса».

ПРИМЕР: Хитрая лиса охотится.

Роль слов выполняют дети, слова меняются местами, а остальные дети называют, какое предложение получилось.

Составление предложения из слов: (лежит, норы, лиса, около).

Перестановка слов производится несколько раз, проговариваются все варианты предложений.

Упражнение «Слова рассыпались»

Дети-слова разбегаются по коврику, а остальные участники должны позвать их по порядку.

Пример: Подойди, пожалуйста, слово «лиса» и так далее.

Итог

Воспитатель: — С какой сказкой мы с вами познакомились?

— Что вам больше всего запомнилось?

— Что означает слово «жать»?

Молодцы, ребята! Надо написать ответ Буратино, поблагодарить за такую интересную сказку.

Источник: maam.ru