Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы

Галина Наконечная
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы

Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений

Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия; познакомить со звуками Ч – Щ как глухими согласными, мягкими согласными; закреплять умение определять место звука в слове; познакомить с условным обозначением звуков Ч – Щ – зеленый квадрат; учить писать печатные буквы, читать слоги; учить читать небольшие тексты, закреплять умение проводить фонетический разбор слов; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Словарная работа: активизировать словарь детей: звук, буква, слог, слово, предложение.

Ход НОД

Мотивация: В гостях у ребят Буратино.

1. Игра «Подскажи словечко»

— Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

С первых дней, не-то что лет,

Крепкий дан бронежилет.. (черепаха)

— Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит—

И одежда станет чище… (щетка)

— Назовите первый звук в слове — черепаха (Ч)

— Назовите первый звук в слове — щётка (Щ)

Звуки Ч – Щ глухие и всегда мягкие, у них нет твердой пары.

Они обозначаются в схемах слова всегда зеленым квадратом.

2. Игра «Соедини правильно»

Задание: Обвести картинки, в названиях которых есть звук Щ — (овощи, клещи, щенок, ящик).

— Назовите слова, где звук Щ — находится в начале слова (щенок).

— Назовите слова, где звук Щ находится в середине слова (клещи, овощи, ящик).

3. Игра «Слоговые домики»

Задание: Написать букву — Ч в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Прочитать слоги.

Примечание: Звук Ч всегда мягкий и глухой.

Задание: Написать букву – Щ в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Прочитать слоги.

Примечание: Звук Щ всегда мягкий и глухой.

4. Физминутка «Часы»

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Наклоны в стороны:

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

5. Чтение отрывка из стихотворения

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

— Назовите слова со звуком Ч (бычок, бочок).

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ:

БЫЧОК

Первый звук Б – твердый согласный (отмечаем его синей фишкой); второй звук Ы – гласный (отмечаем красной фишкой); третий звук Ч- мягкий согласный (отмечаем зеленой фишкой); четвертый звук О – гласный (отмечаем красной фишкой); последний звук К – твердый согласный (отмечаем синей фишкой). В слове 2 гласных звука (Ы, О, и три согласных (Б, Ч, К – два твердых и один мягкий). Ударение падает на четвертый звук – О.

В слове БЫЧОК — 5 букв – 5 звуков.

БОЧОК

Первый звук Б — твердый согласный (отмечаем его синей фишкой); О – гласный (отмечаем красной фишкой); Ч — мягкий согласный (отмечаем зеленой фишкой); О – гласный (отмечаем красной фишкой); К – твердый согласный (отмечаем синей фишкой). В слове 2 гласных звука (О, О, и три согласных (Б, Ч, К – два твердых и один мягкий). Ударение падает на четвертый звук – О.

В слове БОЧОК — 5 букв – 5 звуков.

ИТОГ.

Источник: maam.ru