Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»

Ольга Нестерова
Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»

Методическая разработка занятия на тему:

«Дымковская игрушка — «Козлик».

Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Разработчик: Нестерова Ольга Александровна

Педагог дополнительного образования

СП «ДДТ» ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье

2019

Актуальность проекта.

Важной социально-педагогической задачей является творческая самореализация детей, которая заключается в формировании личности, а также тесно взаимосвязана с факторами, как наследственность и окружающая среда ребенка. Я, посредством продуктивной деятельности через занятия лепкой из глины, способствую развитию творческих способностей детей. Работа с данным природным материалом развивает пространственное воображение детей, их конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. К тому же, актуальность состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей, создавать микроклимат добра и взаимопонимания.

Глина – это один из наиболее доступных материалов для творчества в наше время. Нет необходимости материальных затрат для приобретения данного природного материала в различных объёмах, так как в нашем Приволжском районе мы без труда можем запастись красной и серой её разновидностями.

Глина – это мягкий и податливый материал! Она гораздо мягче пластилина, поэтому любой ребёнок может с ней справится, но здесь важно не столько слепить, сколько сообразить как лепить. – Техника имеет значимые отличия.

Глина развивает мелкую моторику, осязание и чувственность, имея характерную фактуру, вязкость, влажность. При работе с данным материалом внимание детей направлено на пространственное видение создаваемого предмета – а это очень важный аспект.

Очень важным этапом при изготовлении игрушки является её раскрашивание после обжига.

Ребятам очень нравится играть своими собственноручно изготовленными и раскрашенными, а значит самыми лучшими игрушками, и украшать ими интерьер дома, свои книжные полки.

Цель:

Учить детей лепить из глины. Продолжать знакомить детей с народными традициями на примере дымковской игрушки. Воспитывать эстетическое отношение к предметам, развивать логическое мышление, память, воображение, творчество.

Задачи:

Для детей:

Воспитывающая – воспитывать эмоционально-эстетические чувства, замечать красоту природы и окружающих предметов;

Познавательная – выявить свойства глины (сухая, влажная, жирная, мокрая, липкая, проминается, крошится);

Развивающая – расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы (глине).

Для педагога:

Формировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создавать условия для развития детского творчества, повышать свой профессиональный уровень.

Для родителей:

Привлечь внимание к данной теме, к участию в проекте (подборка материала, иллюстраций).

Реализуя цели и задачи можно решить проблемы: адаптации детей в коллективе, адекватного поведения, развития эстетического вкуса и творческих способностей, самоутверждения и, в наш век компьютерных игр, умения занять свободное время.

Программное содержание:

Учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания овала и вытягивания глины с четырёх концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

Материалы:

Глина, доска для лепки, стеки для каждого ребенка мисочка с водой кисточки

План занятия:

Показать детям дымковского козлика. Рассмотреть его выделить характерные особенности:

обтекаемая фигура. Предложить детям слепить такого же. Объяснить, как можно сделать такую фигурку: для начала отделить от общего комочка небольшую часть глины для лепки головы козлика. Оставшийся комок глины для начала сформировать в шар затем раскатать прямыми движениями ладоней в овал. Затем методом вытягивания частей глины из цельного общего сформированного куска с четырёх сторон вылепить ноги.

После этого слепить голову и шею. Прижать шею сверху над передними ногами и работая пальцами сгладить места прикрепления затем таким же образом приладить голову После выполнить детали: рога и хвост

Дети приступают к лепке, а воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

По ходу проведения занятия проводится общение на тему пользы и областей применения глины

По окончании работы рассмотреть с детьми все фигурки. Выставить готовых козликов на подставке-доске для просмотра и подсушки изделий.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(приветствие, проверка готовности детей к занятию).

Ребята! У вас дома есть игрушки? Какие любимые игрушки у вас есть? (Ответы детей). Сегодня мы с вами так же слепим игрушку, которая также займёт место среди ваших любимых игрушек, потому что она будет сделана лично вами, и вами же раскрашена. Я уверена, что у нас получатся самые замечательные игрушки! А какие?- Это я вам скажу позже. Нет! – Это вы сами мне позже скажете. А пока что это мааленький секрет!

2. Введение.

Итак, лепка из глины – это один из видов изобразительного творчества, в котором создаём объемные или рельефные предметы, и даже целые композиции из них.

Лепка дает нам удивительную возможность моделировать целый мир! Каждый из вас может вылепить из глины желаемую игрушку. А с сделанными своими руками глиняными игрушками так интересно играть. И к тому же они не растают весной как снежные скульптуры, и не деформируются при нажатии или воздействии температур как пластилин. Так что, я считаю, глина имеет преимущество в сравнении с этими материалами.

3. Ознакомление с новым материалом.

— Кто мне скажет, что является основным инструментом при лепке из глины?

— (Варианты ответов).

Конечно же – это в первую очередь руки, но вы и правы и в том, что здесь не обойтись без главных помощников — подручных инструментов: стеки, кисточки, палочки, и любого другого, на данный момент удобного предмета, который поможет нам создать именно то, что мы задумали: колпачок от фломастера, коктейльная трубочка или контур для отпечатывания детали любого предмета – всё на выбор ваятеля!

Так что – все Молодцы! Основной инструмент у каждого при себе! Ну, тогда приступим к работе!

Но! Предварительно отгадаем загадку!

Итак:

«С бородой, как старый дед,

В шубу тёплую одет.

Целый день траву жуёт,

Никогда не устаёт.

До чего упрям и зол

Старый бабушкин.»

— (ответы детей) — Козёл!

— Ай да молодцы! Все сразу догадались!

— А вот и он!

(Педагог показывает игрушку из глины – Козлика).

— Ребята, сегодня на уроке мы будем лепить народную игрушку.

4. Практическая работа.

Для начала каждый из вас возьмёт в руки комочек глины. Это такая бесформенная, ни на что не похожая масса. Но беря её в руки, мы уже можем представить себе игрушку, которую мы создадим. А для того чтобы нам действовать слаженно, мы будем лепить все вместе традиционную игрушку, каждый свою и для себя, а может быть для мамы, папы, бабушки, дедушки или лучшему другу в подарок.

Итак! Хорошо мнём этот комочек в руках, проверяем, не затесался ли сюда шпион – камушек, такое иногда бывает, да. Он может стать самой главной помехой при изготовлении игрушки.

А я пока что акцентирую внимание на том что глина – это не грязь. Не бойтесь пачкать ручки! Это общедоступный, универсальный материал, используемый не только для создания игрушек.

— Ну что? Не нашли шпионов? Ну и молодцы! Вы отлично справились! Теперь приступаем к работе:

Для начала нам необходимо скатать из глины шар!

А пока вы этим занимаетесь, я вас удивлю тем фактом, что в нашем организме содержаться некоторые элементы- те же, что и в глине!

(Предположительно, этот факт вызывает удивление у детей, с репликами: «Мы что же, состоим из глины?»)

Ответ педагога: «Нет. Это не совсем так. Конечно же, не из глины, но элементы входящие в её состав, в нашем организме всегда содержатся, без них не обойтись!»

В первую очередь это – кремний! В глине его содержание составляет почти добрую половину, или не менее 45%, если быть точной. А в нашем организме кремний отвечает за эластичность сосудов, состояние волос, кожи и ногтей; участвует в формировании костной, хрящевой, мышечной тканей. А его недостаток может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушению обмена веществ.

— А как вы думаете, можно ли есть глину?

(ответы детей)

— Конечно же нет!

— А почему?

— Правильно! Потому что в ней также присутствуют и совсем не полезные для нас бактерии. Я сказала бы даже – злые и вредные!

— Кроме минерального вещества – кремния, в глине, так же как и в нашем организме, содержаться: кальций, калий, натрий, железо, которые так же необходимы для правильной работы нашего организма.

— А что у нас получилось? Ну-ка покажите-ка!

— Замечательно!

— Ну а теперь мы наш ровный и красивый шар превратим в овал! Делаем мы это методом раскатывания шара по доске взад и вперёд с лёгким надавливанием.

— У всех получилось?

— Неровности и трещинки обязательно замазываем пальчиком, обмакнутым в тарелочку с водичкой и лёгкими нажатиями формируем более правильную и четкую форму овала.

— А теперь приподнимите и покажите всем какая хорошая фигурка «овал» у вас получилась!

— Все справились?

— Теперь методом вытягивания из цельного куска мы формируем ножки.

— Сколько ножек у козлика?

— Молодцы! Как вы все хорошо умеете работать! У вас отлично получается!

— Итак, туловище готово! К чему мы приступим теперь? (Ответы детей).

— Хорошо, я согласна! Необходимо нам сделать голову. Катаем новый шарик – маленький. Ведь голова у козлика гораздо меньше туловища!

Так же формируем из круга овал и один конец овала слегка вытягиваем и совсем немного наклоняем вниз – Здесь у нас будет мордочка козлика.

— А ещё нам необходимо cделать шею.

Для этого мы как всегда катаем шар, а уже из него – цилиндр – толстенький, коротенький, как овал, но стороны у него не округлые, выпуклые, как у овала, а вогнутые.

— Готово? Молодцы! Прилаживаем шею к туловищу, а голову – к шее. Итак, что нам послужит клеем? (Ответы детей).

— Правильно! Вода! Аккуратно замазываем швы и трещинки и выравниваем неровности.

— Осталось нам совсем лишь малость – приладить рога, уши и хвост!

И пока мы это делаем, задам вам ещё вопрос: где по вашему ещё используется глина, для чего? Кто знает?

(варианты ответов детей).

— Правильно! Кроме игрушек из глины создают посуду, красивейшие вазы, предметы интерьера – подсвечники, статуэтки, которые обязательно обжигают в муфельной печи для получения стойких керамических свойств в изделии.

— В косметологии – маски для лица из очищенной глины. Их используют для того, чтобы кожа была красивая, молодая, ухоженная.

— В медицине: препараты, содержащие элементы глины.

— Из глины когда-то изготовляли таблички для письма и писали на них палочками.

— Глиной утепляют сараи для животных, чтобы коровки или курочки не замерзали. И используют как пищевую добавку для них.

Многие дикие животные и птицы нередко питаются глиной, так они лечатся, или восполняют недостаток в каких-то минеральных веществах и микроэлементах.

— Ещё её используют для изготовления строительного материала – кирпичей, цемента.

— В кухнях некоторых народов (напр. Юго-восточной Азии) применяется запекание в глине рыбы, птицы.

А вы знаете! Что у некоторых народов с древних времен даже существуют мифы и сказания о том, что даже и сам человек был сотворен из глины! Например, в македонской легенде Господь собственноручно лепил людей из глины, стараясь, «чтобы ничто из частей тела не приделать криво и, чтобы человек не обижался».

5. Подведение итогов.

— Я смотрю, что наши козлики скучают по одиночке! Давайте теперь мы их поставим все вместе, на одну доску для просушки.

— Какие замечательные игрушки у нас получились! Посмотрите! Все отлично справились! Молодцы, ребятки!

6. Уборка рабочих мест.

Источник: maam.ru