Конспект занятия нетрадиционного рисования с элементами экспериментирования «Холодная картина». Подготовительная группа

Екатерина Попович
Конспект занятия нетрадиционного рисования с элементами экспериментирования «Холодная картина». Подготовительная группа

2 занятия.

Цели и задачи:

Цель: Развитие творческих способностей на основе рисования нетрадиционным способом с элементами экспериментирования.

Задачи:

• Развивать наблюдательность за красотой зимнего леса.

• Учить соблюдать в изображении пропорции, размер.

• Учить детей рисовать деревья, закрепляя навыки работы сразу кистью, по предварительно закрашенному фону

• Развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач

• Активизировать творческую активность.

• Развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

для воспитателя:

1. репродукция заснеженного леса, наглядное пособие с порядком выполнения работы, презентация «Какие бывают деревья».

для ребенка:

1. лист бумаги для рисования, акварель, гуашь, кисти толстая и тонкая, вода. 2. Тёмно-коричневая, белая гуашь, тонкая кисть, щетинная кисть, емкость для смешивания краски, ложка для смешивания, пластмассовая вилка, блестки, лаборатория «Свето-тень».

ХОД ЗАНЯТИЯ №1

1 Этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Приветствие

Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как падали на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.

– Сегодня у нас с вами интересное занятие. Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь (чтение текста учителем).

– Всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа.

– Итак, о каком времени года эти строки? (О зиме)

– Как догадались? Докажите.

– Сегодня на занятии мы поговорим о зиме, а именно, о зимних деревьях.

– Мы можем стать художниками – волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить.

– Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес!

– Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы.

2 этап. МОТИВАЦИОННЫЙ

Одни деревья – старые, ветвистые, между ними тянутся к свету совсем молоденькие, юные росточки. Березки, нежно задумавшись, опустили свои тонкие ветви. Рядом распушили иголки густые темные ели и под ними, возможно, найдут укрытие разные зверюшки.

– Посмотрите, какие разные деревья по характеру: ели пушистые, густые; березки стройные, гибкие; а старые деревья корявые и ветвистые.

– Сейчас я прочту отрывок из стихотворения И. Сурикова, а вы скажите, о какой шапке идёт речь:

Темный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

– Итак, как вы поняли, что это за шапка (Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев)

– Да, действительно, на ветвях деревьев лежит белый пушистый снег.

Сегодня мы с вами будем изображать сказочный лес. Наша картина будет называться «Холодной» почему?

3 Этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ.

– Посмотрите, все ветки у деревьев разные: и по длине, и по толщине и самое главное, что все они растут от ствола, а не отдельно от него.

– Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях, да и на самом деле, деревья окружены синеватым пространством: это снег и небо.

– И поэтому мы с вами изобразим небо, используя акварельные краски (способом растягивания цвета).

– Как мы с вами расположим лист бумаги? (Вертикально)

– Почему? (Т. к. деревья вытянуты вверх)

Воспитатель располагает лист вертикально.

– Как мы будем располагать дерево на листе бумаги? (В центре, огранич. высоту дерева вверху и внизу)

– С чего начинаем изображение дерева? (Со ствола)

– Один ствол дерева, мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху, вьющаяся лента не прямая и ствол не может быть совсем прямым.

– Итак, набираем на кисть коричневую гуашь, начинаем изображать ствол снизу вверх, от более широкого к более узкому. Он может быть искривлен или прямой.

– А теперь давайте изобразим ветви. Как они расположены? (поочередно)

– Для крупных веток смешиваем белую гуашь и добавляем чуть-чуть коричневого, изображаем крупные ветви, не забывайте, что они тоже не прямые.

– Для мелких веточек набираем коричневую гуашь и изображаем их.

–Черной и белой гуашью можно нанести пятнышки на стволе и прорисовываем некоторые мелкие веточки.

4 Этап. РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

Вот мы с вами и закончили работу (возражения детей). Вы правы. Работа наша, конечно не закончена, потому что не хватает изображения снега, который мы нарисуем совсем необычным для вас способом. А как? Вы об этом узнаете на следующем занятии.

ХОД ЗАНЯТИЯ №2

1 Этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Приветствие

Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как падали на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.

На предыдущем занятии мы с вами говорили о зиме, а именно о зимних деревьях и как настоящие художники – волшебники изображали зимнюю сказку – рисовали «Холодную картину». Да только её не успели закончить. Посмотрите на свои работы и скажите, что нам нужно добавить, чтобы мы могли сказать, что работа завершена? (снег)

2 этап. МОТИВАЦИОННЫЙ

— Конечно снег. Только мы с вами будем рисовать его не совсем обычным способом. Посмотрите, у вас на столах есть гуашь, мука, палочка для смешивания. Как вы думаете, как нам можно получить снег? (Ответы детей)

3 Этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Дети смешивают муку с гуашью, воспитатель показывает способ нанесения жесткой кистью смеси для изображения снега на земле.

— Для того чтобы изобразить шапки снега на деревьях, мы используем для рисования не кисточку, а вилку. Выполняем движения от центра к краям. Если дети затрудняются, им можно помочь.

— Для того чтобы снег на солнце серебрился и искрился, мы можем использовать небольшое количество блесток.

— Мы с вами знаем, что каждый предмет, при ярком освещении оставляет после себя след. Как он называется? (Тень)

— Вот и наше волшебное дерево оставляет тень, а для того чтобы правильно определить как она будет располагаться, мы с вами проведем небольшой опыт. Представим, что эта фигурка, похожая на волчок, наше дерево, а фонарик у меня в руках – солнышко. Мне нужно посмотреть на мою картину, определить как расположено на ней солнце и посветить на «Дерево». В какую сторону падает тень на моей модели, точно также я должна изобразить тень на моем рисунке.

Самостоятельная деятельность детей.

4 Этап. РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

Вы все молодцы и все справились с работой. Я предлагаю вам устроить выставку своих волшебных холодных картин в фойе школы, чтобы ваши друзья и дети из других групп могли полюбоваться ими.

Источник: maam.ru