Конспект урока по развитию речи для 4 специального (коррекционного) класса Тема: Сезонные измен: ноябрь

Вера Палюга
Конспект урока по развитию речи для 4 специального (коррекционного) класса Тема: Сезонные измен: ноябрь

Тема: Сезонные изменения в природе: ноябрь

Задачи:

• отработка умения составлять повествовательный рассказ об изменениях в природе по серии картинок;

• коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;

• воспитание базовых эмоций личности.

Ход уроков

1. Организационный момент,

а) Упражнение по развитию логического мышления:

— догадайся, какую картинку надо поставить в пустой квадрат: б) Лексические упражнения подбор антонимов:

— Сядет тот, кто подберет слово, противоположное по значению тому, которое назову я.

Словарь: жарко; солнце светит ярко; чистое небо; птицы прилетают; цветы зацветают; редко идет дождь; дни стали длиннее, ночи короче. И т. п.

2. Актуализацил опорных знаний.

а) Вводная беседа:

— Признаки, какого Времени года вы мне назвали? Какие месяцы относятся к этому времени года?

Какой сейчас месяц?

— Это начало, середина или конец осени?

— Как меняется погода (природа) от начала осени к ее концу?.

Сообщение темы, целей урока: «Сегодня мы с вами постараемся определить, что же меняется в природе, погоде, людях от начала осени к ее середине. Вы мне поможете в этом?».

б) Работа с Календарем природы. Составление схемы,

1) Ученики открывают свои дневники наблюдений и составляют общую сводку за октябрь: всего дней — … :

солнечных, ясных, теплых;

солнечных, но холодных;

дождливых пасмурных, холодных.

— Какой день тебе запомнился больше других? 2) Итог октября. Рассказ учителя.

Учитель открывает готовую схему из условных знаков и числа дней, заранее сделанную на доске.

Задание; «Сравните ваши схемы с моей. У меня октябрь получился теплым, так как 17 дней температура была.» И т. д. — по всем показателям.

З) Сравнение схемы сентября и октября.

Учитель выставляет итоговую схему сентября на доску и просит учеников сделать вывод: •Что же меняется н погоде, природе в течение осени?»

3. Физминутика.

Кто всю ночь по крыше бьет

да постукивает,

И бормочет, и поет —

Убаюкивает?

Его просят, его ждут,

А как придет — прятаться начнут.

(дождь)

4. Закрепление.

а) Работа по серии осенних картинок; составление совместного рассказа.

Задание:

Расставьте картинки в нужной последовательности: начало сентября (дети идут в школу); сентябрь (уборка урожая, золотая осень); октябрь (голые поля, стога, птицы улетают, деревья почти оголены. и т. д.).

Учитель задает схему описания картинок и характер связи в тексте:

— Наступил сентябрь. Сентябрь это первый осенний месяц! В сентябре дети идут, Погода в сентябре была солнечной. Настроение у всех хорошее, веселое.

Октябрь это второй месяц осени.

б) Лексические упражнения по картинкам.

1) Придумать словосочетание, фразу со словом. «Осенний (яя, ее, ие)» к данной картинке. Например: «Осеннее солнышко бывает разным»; «Осенние цветы очень красивы»; «Осеннее небо изменчиво»; «Осенний ветер холодный и дождливый»; «Осенний сентябрьский ветер — теплый» и т. д.

2) Подобрать слова-действия (глаголы) к тем предметам, которые учитель показывает на картинке. Например:

дождь — лает, идет, моросит. сыплет., поливает. собирается, кончается; льет как из ведра.

трава — качается, засыхает, сохнет, увядает, желтеет, деревья — качаются, шумят, облетают.

листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, сохнут, увядают.

3) Составление рассказа по картине «Осень в октябре»:

— прослушивание стихотворений, рассказов об осени;

— составление рассказа учениками по схемам – опорам.

5. Итог

Источник: maam.ru