Конспект в дошкольной группе детей 6–7 лет на тему «Кислотность» с использованием цифровой лаборатории

Наталия Мачехина
Конспект в дошкольной группе детей 6–7 лет на тему «Кислотность» с использованием цифровой лаборатории

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №38 «ИВУШКА»

Конспект открытого просмотра

в дошкольной группе детей 6-7 лет

на тему

«Кислотность»

с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Мачехина Н. Н.

Клин, 2020

Цель: Совершенствование умений детей в проведении лабораторных опытов и исследований.

Задачи:

Образовательные:

— Закрепить знания детей об органах чувств;

— Продолжать формировать представление о кислотности;

— Расширять кругозор детей;

— Закреплять умение работать парами.

Развивающие:

— Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.

— Расширять словарный запас детей;

— Развивать вкусовое восприятие;

— Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование и материалы:

— иллюстрации,

— ноутбук, лоток с набором для эксперимента «Кислотность»,

— стаканчики для опытов на каждую пару детей с лимонным соком и пищевой содой,

— коробка «Посылка»,

— эмблема на каждого ребёнка,

— тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов;

— апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»;

— бутылка сладкой газированной воды,

— пищевая сода,

— тряпочка сухая протирать датчик кислотности.

Ход занятия

Организационный момент. Дети входят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки.

Воспитатель: Ребята давайте,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руку-

Побежит тепло по кругу,

Будем вместе очень дружно

На вопросы отвечать-

Все хотим мы много знать.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня с утра к нам в группу принесли посылку, давайте посмотрим, от кого она.

(На коробке нарисован Наураша).

Дети: Наураша

Воспитатель: Как вы догадались, кто нам её отправил?

Дети: На ней нарисован Наураша

Воспитатель открывает коробку, достает письмо, читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята, у меня случилась беда, моя бабушка сварила компот их фруктов которые нужны для исследования, помогите пожалуйста. Я для вас приготовил задания с помощью которых вы наберете необходимый материал для опытов. Жду вас в лаборатории.

Воспитатель: Ну что, поможем Наураше?

Чтобы попасть в лабораторию, мы с вами должны сказать волшебные слова:

Раз, два, три – повернись,

В лабораторию Наураши перенесись.

Включается экран проектора, на экране лаборатория «Кислотность»

Воспитатель: Вот мы с вами оказались в научной лаборатории.

Познавательная часть:

Воспитатель: Посмотрите ребята в коробке лежит конверт с №1 давайте с него начнем. Прежде, чем мы приступим к исследованиям, мы должны выполнить задания, которые приготовил для нас Наураша.

Итак, первое задание: вы должны отгадать, что лежит в мешочке.

Воспитатель достает из посылки мешочек, наполненный фруктами, читает загадки:

1. Я кислый был зелёный,

Созрел и пожелтел,

Из жарких стран, ребята,

Я к чаю прилетел,

Хоть кислый я, но знайте,

Со мною чай вкусней,

Добавлю аромата –

И станем здоровей!

Дети: Лимон.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке лимон.

2. Само с кулачок,

Наливной бочок,

Потрогаешь – гладкое,

Откусишь – сладкое!

Дети: Яблоко.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке яблоко.

3. Я оранжевый и круглый,

Прямо с солнечного юга!

Можешь съесть меня, но только,

Раздели, сперва на дольки.

Сам на солнышко похож.

Как меня ты назовёшь?

Дети: Апельсин.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке апельсин.

Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили, правильно на ощупь нашли загаданные фрукты. И вы получаете картинки фруктов, которые нам пригодятся для исследований в лаборатории.

Воспитатель: Задание второе: надо ответить на вопросы, которые приготовил для вас Наураша.

Воспитатель: Что такое органы чувств?

(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир).

Воспитатель:- Какие органы чувств вы знаете?

(Уши, глаза, нос, кожа, язык).

Воспитатель: Кто может, прочитать нам стихотворение про органы чувств?

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик — запах различать.

И не к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Воспитатель: Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса? (Язык).

Воспитатель: Посмотрите, что прислал нам Наураша

Воспитатель достает картинку языка и показывает детям.

Воспитатель: Что изображено на картинке? (Язык)

Воспитатель: Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…

Воспитатель: Что вы сможете рассказать про язык? Язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.

Воспитатель: Какой вкус может различать язычок? (Горький, кислый, сладкий и солёный).

Воспитатель: Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке:

Кончик языка – чувствует сладкое и солёное, (красный)

Боковые стороны языка – чувствуют кислое (синий)

Корень языка — чувствует горькое. (зеленый)

Цветом выделить на шаблонах языка какие части языка какой вкус распознают. Дети получают картники-фрукты

Воспитатель: При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Также язык является органом речи.

Но немного мы устали.

Дружно в круг мы все встаём

И немного отдохнём.

Физкультминутка:

Мы сегодня в сад пойдем — шагать на месте

Фрукты разные найдем.

Раз, два, три, четыре, пять — прыжки на месте

Будем фрукты собирать.

Груши, яблоки и сливы — хлопают в ладоши

И лимоны, апельсины.

Будем с дерева срывать — поднимать по очереди то правую, то

левую руку, как бы срывая плоды

Всех знакомых угощать — протянуть руки вперед ладонями кверху

Воспитатель: Со вторым заданием вы справились, а теперь третье задание. С ним нам поможет справиться наш язык.

Задание №3

Воспитатель: Сначала отгадывают какой фрукт им достался. Получают картинки. Определите на вкус, какой фрукт самый кислый.

Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый. Получают картинки апельсины.

Воспитатель: С третьим заданием мы тоже справились, сумели определить на вкус самый кислый фрукт. А теперь я предлагаю картинки- фрукты распределить на мольберте так чтобы было видно какой самый кислый количеством картинок.

Воспитатель: Ну вот мы и собрали необходимые фрукты, теперь пора отправляться в лабораторию.

Чтобы попасть в лабораторию, мы с вами должны сказать волшебные слова:

Раз, два, три – повернись,

В лабораторию Наураши перенесись.

Включается экран проектора, на экране лаборатория «Кислотность»

Чтобы начать экспериментировать в лаборатории, давайте вспомним правила поведения в лаборатории, в этом нам помогут плакаты.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Не пробовать на вкус жидкость в стакане.

Правило№4. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Экспериментальная часть:

Воспитатель: А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Чтобы нам было удобнее измерять, вместо фруктов мы будем использовать фруктовый сок.

Воспитатель: Для измерения кислотности существует Шкала измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение. Сейчас мы с Наурашей приступим к измерению, все полученные данные вы будете заносить в таблицу.

1. Апельсиновый сок налит в стакан с оранжевой наклейкой.

— Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок).

Занесите показатель кислотности в таблицу

2. Яблочный сок налит в стакан с зелёной наклейкой.

— Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок).

-Занесите данные в таблицу.

3. Лимонный сок налит в стакан с жёлтой наклейкой.

— Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).

Занесите показатель кислотности в таблицу.

Воспитатель: Дети, какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас к мольберту чтобы сравнить ваши лабораторные и вкусовые измерения.

Дети выставляют катринки-фрукты (сравнивают показатели)

Продолжаем измерения.

4. Налить чистую воду в стакан с белой наклейкой.

-Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).

Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.

5. Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.

— Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.

6. Налить воду в стакан с белой наклейкой.

— Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)

— Теперь добавим соду.

— Произвести повторное измерение.

При добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Повторите все вместе. Некоторая минеральная вода содержит щелочную среду, поэтому её пьют люди, у которых болит желудок.

Воспитатель: А теперь разбейтесь на пары и подойдите к рабочим местам. Сейчас мы с вами добавим соду в лимонный сок, но сначала вам надо договориться, кто из вас будет это делать.

7. Добавить в стаканчик с лимонным соком соду.

— Провести измерение. (Вызывается один ребёнок).

Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.

СВОЙСТВО СОДЫ: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т. е. увеличивается её показатель).

Итак, мы с Наурашей произвели все измерения.

Заключительная часть.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

ВЫВОД: Кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое количество аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т. к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.

Наураша благодарит вас за помощь. Он принимает вас в Школу юных исследователей и дарит эмблемы и угощает вас витаминами, чтобы вы были здоровыми.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова:

Раз, два, три – повернись-

В детский сад перенесись!

Ну, вот мы и вернулись.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали сегодня? Где нам могут пригодиться эти знания?

Источник: maam.ru