Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой»

Зоя Разумная
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой»

Цель:продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Задачи:

Образовательные:уточнить и обобщить знания о строении лиственных деревьев на примере березы, формировать представление детей об особенностях жизни деревьев осенью, уточнить представление детей о значении деревьев в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном.

Развивающие: развивать умение различать березу, сравнивать, анализировать, развивать познавательную активность.

Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать желание относиться к растениям бережно, ухаживать за ними.

Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций, заучивание загадок, пословиц, стихов о берёзе, разучивание песенки «Во поле березонька стояла»

Ход наблюдения:

Воспитатель: ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (березы)

Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки. (берёза)

Воспитатель с детьми идет в гости березкам.

Воспитатель: как называется это дерево?

Посмотрите, какая она красивая, нарядная.

Воспитатель: береза — основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации. Испокон веков ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок- все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ней.

Воспитатель: у березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень.

Воспитатель: потрогайте ствол березы. Какой он? (шелковистый, гладкий)

Воспитатель: дети, какой ствол по цвету? (черно-белый)

Воспитатель: ребята, только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим. (рассказывая, показывает на ствол, на черные полоски).

Пальчиковая игра «Берёзка»

В поле берёзонька стоит. (дети поднимают руки над головой)

Ветер ветки шевелит. (покачивают руками)

Весной набухли почки. (сжимают пальцы в кулаки)

Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами)

Чтоб берёзки подрастали. (опускают руки, разводят пальцы в стороны)

Чтоб они не засыхали, корни дереву нужны.

Почему они важны? (ответы детей)

Воспитатель: Прикоснитесь к веточкам.

Воспитатель: какие веточки у березы — толстые или тонкие? Какого цвета?

Воспитатель: посмотрите, какие листочки у нашей березки.

С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (треугольником).

Какие изменения произошли с березой осенью?

Почему листья желтеют и падают с дерева? Их много или мало?

Где лежат листья?

Кто срывает листочки?

Покажите, как будет дуть ветер?

Посмотрите, как листочки колышутся на веточке.

Воспитатель: осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.

Воспитатель: листочки у березки маленькие, зелененькие и желтенькие с острым носиком. Давайте попробуем подуть на них.

Воспитатель: посмотрите на землю, сколько листочков уже облетело.

Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки все станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, будут кружиться в воздухе, словно золотые монетки, и падать на тёмную сырую землю.

Воспитатель: покажите, как будут кружиться листочки? (дети кружатся, изображая листочки).

Воспитатель: какую пользу приносят листья природе? (корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).

Воспитатель: как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (листопад).

Воспитатель: ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?

(корни удерживают дерево от падения, из почвы забирают влагу и питательные вещества, по стволу двигаются питательные вещества, на ветках растут листья, они дышат и выделяют кислород, необходимый нам для дыхания, листья служат украшением дерева.

Воспитатель: берёзы украшают наши города и села. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них.

Белоствольная берёза —

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою – в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты берёзку посади. Автор: Агеева И.

Воспитатель: берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы.

Ребята, а вы пробовали берёзовый сок? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, дети, березовый сок очень вкусный и полезный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево. Березовый сок используется как лекарство при различных болезнях, как витаминное средство. Птицы и животные тоже любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах. В берёзовых рощах растут грибы. Они так и называются – подберёзовики.

Кору берёзы называют береста. Береста — материал прочный: не промокает, не гниёт, поэтому изготавливают из неё различные изделия.

Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое.

Воспитатель предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать:«Красавица- березонька, расти, радуй добрых людей».

Почитать детям стихи об осени, берёзе:

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождём. А. Пушкин

Рефлексия.

Какие отличительные признаки березы вы можете назвать? (белый, толстый ствол, белая кора с черными точками, листья имеют форму треугольника, красивые ветки, словно косички у девушки)

Как называется явление природы, когда желтые листочки падают с деревьев?

Какие красивые слова можно сказать о берёзе?

Какую пользу приносит людям береза?

Подвижная игра «Найди пару листику»

Цель: учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет! (Е. Липатова).

Подвижная игра «Сделай фигуру».

Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение.

Ходьба в колонне по одному (или врассыпную) по сигналу воспитателя:

На слова воспитателя: «Стоп» — дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру».

Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно.

Трудовая деятельность.

Уборка территории участка

Цель: воспитание трудолюбия.

Индивидуальная работа.

Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

Цель: развитие внимания, совершенствование координации движений.

Благодарю всех, кто заглянул на мою страничку!

Источник: maam.ru