Конспект познавательной прогулки «Хризантемы — последние цветы осени»

Зоя Разумная
Конспект познавательной прогулки «Хризантемы — последние цветы осени»

Цель: расширять знания о многообразии растительного мира.

Задачи:

Образовательные: формировать экологические знания, представления о природе, вызвать интерес к окружающему миру; продолжать знакомить детей с растениями наших садов; научить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту; познакомить с традициями японской культуры, с легендой связанной с хризантемой.

Развивающие: развивать наблюдательность; формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять и беречь; расширять кругозор, словарный запас; активизировать память и внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы.

Предварительная работа: беседы о садовых цветах, чтение стихов, работа с загадками, рассматривание иллюстраций.

Ход наблюдения:

Воспитатель: дети, какое сейчас время года (ответы детей)

Воспитатель: что происходит с растениями осенью (ответы детей)

Воспитатель: для чего нужны растениям листья, корень (ответы детей)

Воспитатель обращает внимание на разнообразие цветов, как цветы украшают наши участки.

Воспитатель: как называются цветы, растущие на клумбе? (ответы детей)

Осенние цветы — души очарованье,

В них — радость и печаль,

и осени дыханье.

Воспитатель: Послушайте загадки.

Он последний из цветов,

Кто цветёт до холодов,

Бутоны красками играют,

Ты угадал? Как называют? (хризантемы)

Вот и осень на пороге,

И цветы все отцвели,

Ну, а эти продолжают,

Нас всё ж радовать цветы. (хризантемы)

Воспитатель: кто из вас догадался, о каких цветах говорилось в загадках?

Воспитатель: правильно, хризантемы самые поздние осенние цветы.

Воспитатель: хризантемы — любимые цветы японцев. Хризантема переводится как золотой цветок, поскольку цвет имеет чаще всего желтый. Соцветия хризантем окрашены в различные цвета, от белого до коричневого, но все они очень яркие. Садоводы очень любят эти растения, потому что хризантемы приспособлено к холодам.

Воспитатель: хризантемы бывают многолетники и однолетники, низкорослые и высокорослые.

Есть простые, не махровые хризантемы. Они имеют плоские цветки и напоминают ромашки.

В нашей местности в садах широкое распространение имеют полумахровые хризантемы. Они также имеют плоские цветки, но середина приподнята и имеет более пышную форму.

Существует удивительная древняя легенда о хризантеме, связанная с происхождением Страны восходящего солнца.

Много веков назад в Китае правил император, который мечтал о бессмертии и хотел вечно сохранить власть в своих руках. Когда к императору стала надвигаться старость, он призвал своего главного лекаря и приказал приготовить снадобье, которое продлило бы его молодость.

Лекарь сообщил императору: я мог бы приготовить такой эликсир, но для него нужны чудесные цветы, которые растут только на востоке, на далеких островах. Путь туда далек и опасен. Сорвать чудодейственный цветок должен человек с чистым сердцем, только тогда растение отдаст свою волшебную силу.

Тогда император отправил на острова 300 юношей и 300 девушек в надежде на то, что среди них найдется хотя бы один человек с чистым сердцем.

Множество кораблей отправили в путь к островам во главе с императорским лекаpeм. В этих далеких землях действительно рос прекрасный цветок — хризантема. Мудрый лекарь принял решение не возвращаться обратно, так как хорошо знал коварный и жестокий нрав своего императора.

Приплывшие на кораблях молодые люди остались жить на островах и основали там новое государство – Японию. Удалось лекарю создать чудесный эликсир или нет, неизвестно, но хризантема стала любимым цветком всех жителей этой новой прекрасной страны.

С этим цветком связан один из самых любимых в Японии праздников – праздник цветущих хризантем.

К этому дню устраиваются выставки хризантем. Везде царит море цветов, разных форм и расцветок.

Дома, лодки японцы в этот праздник тоже украшают хризантемами, нарядные японцы гуляют по улицам, поют песни, читают романтические стихи, играют на музыкальных инструментах.

В ежегодный праздник хризантем наряжают кукол в человеческий рост в исторические одежды из цветков хризантем. Японцы пьют напиток с лепестками этого чудесного цветка — символом счастья и долголетия. Люди передают друг другу чашечки с напитком, желая долгих лет счастливой жизни.

Не менее почитаем этот цветок и в Китае, здесь он олицетворяет верность.

Не только в саду хризантемы могут радовать яркими цветами, высокие кусты специально выращивают для срезки. Срезанные ветки хризантемы долго стоят в вазе.

Воспитатель подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и в скверах, что их сажают для красоты и что бы все ими любовались. Для букетов цветы специально выращивают.

Дидактическая игра: «Времена года»

Цель: учить детей применять их знания о временах года, признаках осени.

Рефлексия.

Что помогает цветам расти радовать своей красотой? (человек, земля, солнце, дождь)

Как правильно ухаживать за цветами?

Подвижная игра с мячом «Я знаю пять цветов»

Цель: закреплять знания о садовых и луговых цветах; формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа.

Ребенок отбивает о землю мяч и произносит: Я знаю пять названий садовых цветов: георгин — раз, роза — два, астра — три, хризантема — четыре и т. д.

Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.

Трудовая деятельность.

Уборка территории участка.

Цель: учить подбирать необходимый инвентарь, правильно пользоваться им.

Игровая деятельность. (самостоятельная игровая деятельность по выбору детей)

Цель: развивать самостоятельность.

Осенние цветы, вы ярки и красивы,

И пышен ваш торжественный наряд.

Последние цветы и оттого так дивны,

Невольно останавливаешь взгляд.

Осенние цветы, так скоро увяданье,

Уж ветер зло срывает лепестки.

А вам так хочется привлечь к себе вниманье

В последние хорошие деньки. Ольга Доронина

Благодарю за внимание и поддержку!

Источник: maam.ru