Конспект по речевому развитию в средней группе «Описание игрушки»

Хамитова Екатерина Евгеньевна
Конспект по речевому развитию в средней группе «Описание игрушки»

Конспект занятия

(классическое)

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей 4-5 лет

Тема: «Описание игрушки»

Выполнила

Хамитова Екатерина

Евгеньевна

Цель: развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовывать их; учить называть и подбирать форму множественного числа существительных; учить описывать предмет

Задачи:

Связная речь:

— учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

— учить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия;

— подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

Словарь и грамматика:

— активизировать слова,

— обозначающие признак предмета (прилагательные);

Образование форм множественного числа существительных.

Звуковая культура речи

Оборудование:

игрушки: кукла, собака, кубики, грузовик, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка.

Структура занятия:

№ Части занятия Методические приемы Время

1. Организационно – мотивационный этап Загадки о игрушках

Чтение А. Барто «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик». 5 минут

2. Основной этап 13 минут

2.1. Этап постановки проблемы Спросить какие предметы лежат на столе и как их можно назвать одним словом 2 минуты

2.2. Этап ознакомления с материалом Игра «Один-много»

Игра «Из чего предмет?»

Игра «Какой предмет?» 5 минут

2.3. Этап практического решения проблемы Рассказывание об игрушках

Описание игрушек

Загадывание загадки и обсуждение с детьми собаки-игрушки

физкультминутка 6 минут

3. Заключительный этап рефлексия 2 минуты

Ход занятия

Воспитатель: Сейчас я хочу загадать вам загадки, а вы будете их отгадывать, согласны? (Да)

«Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устрой ему берлогу!»

(Плюшевый медведь)

«Серый байковый зверюшка,

Косолапый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай.

И морковку ему дай!»

(Зайка)

«Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Жаль, нельзя на нем промчаться,

Можно только покачаться.»

(Лошадка)

«На одной ноге крутилась,

И вдруг на бок повалилась,

С шумом на пол прилегла

Разноцветная…»

(Юла)

«Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю. ?»

(Игрушки)

Молодцы! Отгадали все загадки. Вы догадались о чем мы сегодня с вами будем говорить (о игрушках) Правильно! Сейчас я вам прочитаю, что написала детский писатель Агния Барто про игрушки. Эти стихи вы наверняка знаете наизусть:

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

«Мячик»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

«Зайка»

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

«Грузовик»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

— Посмотрите, что лежит на столе? (На столе лежат игрушки: кукла, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

— Давайте назовём эти игрушки. (Воспитатель показывает игрушки, дети называют)

Игра «Один — много»

Описание игры: Дети встают и образуют круг, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, называя игрушку в единственном числе, а ребёнок должен назвать это же слово во множественном числе (например, самолёт — самолёты)

Игра «Из чего сделаны предметы?»

Описание игры: воспитатель: Из какого материала сделаны эти игрушки? Дети отвечают по образцу: кубики из дерева — деревянные, лопатка из пластмассы — пластмассовая и т. д.

Игра «Какой предмет?»

Описание игры: воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос: «Какой?», а дети по очереди называют как можно больше признаков (имён прилагательных, соответствующих данному объекту, например: кукла какая? Ответы детей: красивая, большая, пластмассовая, рыжеволосая и т. д. Мяч какой? Дети: красный, маленький, резиновый, прыгучий и т. д.

Рассказывание об игрушках.

Воспитатель: дети, расскажите мне пожалуйста, как можно играть с этими игрушками? Я уже совсем большая и забыла… Давайте по очереди, начиная с Вани.

Примерные ответы детей:

— с куклой (кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и т. д.)

— с грузовиком (нагружать, выгружать, катать и т. д.)

-с кубиками (строить башню, строить гараж, строить дорогу и т. д.)

— с мячом (бросать, ловить, пинать, подкидывать и т. д.)

Описание игрушки.

Воспитатель раздаёт детям игрушки: Давайте попробуем сейчас с вами составить несколько предложений о тех игрушках, которые у вас в руках? Расскажите что это, из чего сделано и как можно с этой игрушкой поиграть.

Маша: У меня кукла, она сшита из ткани, ее можно кормить и укладывать спать.

Ваня: У меня грузовик, он железный и его можно катать по полу.

Сережа: У меня мячик, он резиновый и его можно бросать.

Катя: у меня собака, она сшита из ткани и ее тоже можно кормить.

Лёня: а у меня кубики, они деревянные и из них можно построить гараж для грузовика.

Валя: у меня медведь, он пластмассовый, его можно посадить в грузовик и катать за собой.

Илья: у меня юла, она железная и ее надо крутить.

Лёша: у меня самолет, он пластмассовый, он летает и перевозит разный груз и пассажиров. Я на таком летал в отпуск с мамой.

Вадик: у меня лопатка, она пластмассовая и ей можно копать песок или снег.

Юля: а у меня лошадка, она сшита из ткани и может возить на себе маленьких кукол.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте отдохнем! Встаньте в круг рядом со мной и повторяйте за мной движения, которые я буду показывать:

Дети выполняют движения соответствующие тем, что в стихотворении:

«Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!» (повторить 2 раза)

Воспитатель: Теперь отгадайте еще одну загадку:

«С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком….»

(Собака)

Посмотрите внимательно на нашу игрушку: кто это? (Собака, как зовут детеныша собаки? (Щенок, собака большая, а щенок? (Маленький, давайте придумаем кличку собаке? (Жучка, Джек, Дружок, Шарик, Бобик и т. д., а какие глаза у Жучки? (Маленькие, черные, добрые и т. д., что умеет делать Жучка (Охранять дом, грызть косточку, пить водичку, приносить палку и т. д.). Вы большие молодцы! Наши игрушки заскучали без детей, очень хотят, чтоб вы с ними поиграли, поэтому нам надо поскорее заканчивать наше занятие.

Рефлексия:

— О чем мы с вами сегодня говорили? (О игрушках) В какие игры играли? (Один- много, называли из чего сделаны игрушки и какие они). Вам понравилось занятие? (Да) Почему? (Потому что мы любим играть в игрушки и много про них знаем).

Источник: maam.ru