Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края»

Безрукова Марина
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края»

Цели: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми птицами (свиристель, клест, поползень, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время.

Задачи:

— развитие связной речи через составление рассказов по серии картинок.

-развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас;

-воспитывать в детях чувство доброты, смелости, скромности, любви ко всему живому.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

— Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) .

Воспитатель:

— Ребята, а давайте отправимся с вами в зимний лес, закрыли глазки.

-Открываем глазки.

-Посмотрите, в какой сказочный лес мы с вами попали!– Почему я назвала его сказочным? (Красивый, белый, заснеженный, сверкающий, зимний)

-Но почему так тихо, почему не слышно птичьих голосов?

Дети:

— Сейчас зима и птицы улетели в теплые края, им холодно и голодно у нас.

Воспитатель:

— Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Дети: — Зимующие птицы.

Воспитатель:

— Ребята, давайте с вами отгадаем загадки и вспомнить, что это за птицы!.

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает (Воробей)

2. У нее глаза большие 3. Чернокрылый, красногрудый,

Хищный клюв — всегда крючком. И зимой найдет приют:

По ночам она летает, Не боится он простуды —

Спит на дереве лишь днем. (Сова) С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

4. Кто в берете ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Воспитатель:

-Молодцы, хорошо отгадываете загадки.

-А давайте вспомним кто как голос подает.

Игровое упражнение «Кто как голос подает»

— Ворона что делает? (Ворона каркает)

— Синица что делает? (Синица тенькает)

— Сорока что делает? (Сорока трещит)

— Воробей что делает? (Воробей чирикает)

— Дятел что делает? (Дятел стучит)

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

— Кыш! Кыш!

Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая

руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

(Картинка с изображением птиц помещается на выставку-доску.)

Обратите внимание, какая красивая птица размером с воробья. Это поползень, зимующая птица. Он живёт в лесу, хорошо приспособлен к жизни на деревьях. Это единственная птица, которая может двигаться по стволу вниз головой быстро и ловко. Помогают ей сильные ноги и острые когти. Пойманных насекомых поползень расклёвывает, прижав лапой, а крупные семена вставляет в трещины коры и разбивает ударом клюва. Гнездо строит в старом дупле дятла и обмазывает его глиной. Только после этого поселяется. В отличие от других птиц, поползень запасает пищу впрок, засовывая в трещины деревьев жёлуди, орешки, семена клёна, липы.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!

Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что для птиц страшнее холод или голод?

Для птиц страшнее голод. Птицы от голода погибают. Поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей). (Сделать кормушки и каждый день их подкармливать)мы попросим наших пап и мам помочь нам в изготовлении кормушек.

-А теперь давайте вспомним некоторые правила. Чем можно кормить птичек?

Воспитатель: Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Рефлексия.

Ребята, вы такие молодцы, так много знаете о зимующих птицах. Итак, что вы расскажите вашим друзьям о зимующих птицах? (Ответы детей).

Посмотрите, какая у меня есть кормушка. Мы с вами повесим эту кормушку на участке, насыплем корм и будем наблюдать, какие птицы будут к ней прилетать.

Источник: maam.ru