Конспект по образовательной области «Познание» на тему «Поздняя осень» для старшего дошкольного возраста

Светлана Александровна Мажова
Конспект по образовательной области «Познание» на тему «Поздняя осень» для старшего дошкольного возраста

Вид деятельности: непосредственно — образовательная

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Тема: интегрированное занятие «Поздняя осень»

Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью

Программное содержание

Образовательные задачи:

• Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

• Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья».

• Совершенствовать грамматический строй речи.

• Учить детей воспринимать музыкальное произведение, познакомить с композитором П. И. Чайковским.

Развивающие задачи:

• Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику.

• Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: ватными палочкам, пальчиками, штампами (по выбору).

• Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.

Воспитательные задачи:

• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

• Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

• Прогулка в сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.

• Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.

• Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы.

• Изготовление поделок совместно с родителями.

• Проведение развлечения по теме «Осень», участие в осенней ярмарке.

Словарная работа: «золотая» осень, вмиг мороз наворожит: станут лужи, как гранит.

Материалы и оборудование:

• иллюстрации по теме «Осень»,

• магнитофон,

• оборудование для рисования,

• корзинки,

• листочки деревьев настоящие и муляжи,

• репродукции картин с изображением ранней и поздней осени;

• ватман с изображением дерева, листья разного цвета из самоклеющейся бумаги.

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Дети: С весёлым, хорошим.

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать понравившийся листочек и прикрепить на дерево с левой стороны. Вот какое получилось удивительное дерево, на нём оранжевые, красные, жёлтые и зелёные листочки. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.

2. Основная часть.

Звучит музыка (тихо) воспитатель читает стихотворение Натали Самоний «Листопадная примета»:

Листик жёлтый, листик алый,

Листик рыже-золотой.

День короче мал-помалу –

Скоро встретимся с зимой.

Лист зелёный, лист бордовый,

Лист коричневый кружит.

Лишь осыпется вишнёвый –

Вмиг мороз наворожит:

Станут лужи, как гранит.

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: По каким приметам вы догадались, что это осень?

Дети: Деревья «разноцветные», листья осыпаются, стали дни холоднее, день короче, а ночь длиннее, по утрам замерзают лужи и т. д.

Воспитатель: Какие приметы осени вы ещё знаете?

Дети: Птицы улетают на юг, собирают урожай, звери готовятся к зимней спячке, дети надевают тёплые куртки и вязанные шапочки, идёт дождь, небо серое и т. д.

Воспитатель: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Дети: Мало света, тепла.

Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вся ли осень одинаковая?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какая бывает осень?

Дети: Ранняя и поздняя.

Воспитатель: Что бывает ранней осенью?

Дети: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают, люди собирают урожай с полей и огородов, зацветают осенние цветы и т. д.

Воспитатель: Что бывает поздней осенью?

Дети: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели, лужи покрываются льдом, насекомые спрятались, день стал короче и т. д.

Воспитатель: Осень – очень красивая пора, поэтому поэты пишут стихи об осени, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины.

Сегодня мы с вами послушаем музыку известного русского композитора П. И. Чайковского, называется это произведение – «Осень».

Слушание музыки (2-3 мин.)

Воспитатель: Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной. Когда вы слушали музыку, какое у вас было настроение? (Дети говорят о своих ощущениях). Не только композиторы пишут музыку об осени, но и поэты пишут стихи. Давайте вспомним стихотворения об осени, которые мы учили ранее.

Дети: Листопад, листопад, листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад.

Облетели листья с клена, клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона золотой ковер лежит.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Дети: Если на деревьях листья облетели,

Если в путь далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Дети: Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают — прочь

За синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе!

Игровое упражнение «Определи пору осени».

Воспитатель: Около картин с изображением «золотой» осени положите желтую фишку, а около картин с изображением «поздней» осени – коричневую фишку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно определили, где золотая, а где поздняя осень. Теперь я хочу предложить вам отдохнуть и поиграть в игру «Деревья».

Налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев, и листья перепутались. И теперь стало не понятно, листья с каких деревьев опали. Где листья берёзы, где листья клёна, где листья дуба и рябинки? Давайте поможем Осени определить, где какой листочек. Кленовые листья соберите в красную корзинку, берёзовые – в жёлтую, дубовые – в плетёную, а рябиновые – в зеленую. (Ребята под музыку собирают листья и раскладывают их по корзинам).

Воспитатель: Правильно ли ребята собрали листья? Давайте проверим.

Саша, ты какой листочек положил в корзину?

Ребёнок: Я положил рябиновый листок в зелёную корзину. И т. д.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Почтальон вносит письмо от Ёжика.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я так торопился к вам. Вот вам письмо из леса от Ёжика.

Воспитатель: Спасибо тебе, почтальон Печкин. До свидания! Ой, посмотрите, какое письмо. Здесь написан адрес нашего детского сада и указана наша группа «Берёзка». Указан и отправитель: ребятам от Ёжика. Давайте прочитаем.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по рябине. На поляне в лесу, где я раньше жил, росла рябина. Она была красивая, особенно, когда поспевали ягоды. Осень. Холодно, все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. А на моей рябинке нет листьев, зато горят красные гроздья ягод. Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, рябину».

Воспитатель: Какое грустное письмо. Давайте порадуем Ёжика и нарисуем ему гроздья рябинки, а потом отправим свои работы в письме, прямо в лес.

Проходите за столики, всё для вас уже приготовлено.

Скажите, как можно изобразить гроздья рябинки?

Дети: Пальчиками, ватной палочкой, кисточками, штампами.

(Дети выбирают способ изображения).

Играет музыка. Дети рисуют ягоды. Затем проводится выставка работ, потом рисунки кладутся в конверт для Ёжика, который живет в лесу.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам сегодня в осеннем лесу? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Ребята, помните, в начале занятия мы наклеивали листочки? Подойдите к дереву, выберите листик и наклейте на правую сторону кроны. Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось.

Источник: maam.ru