Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква «К, к»

Татьяна Астафьева
Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква «К, к»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского и юношеского творчества»

Раздольненского района Республики Крым

Конспект открытого занятия

«Звуки [к], [к`], буква «К, к».

Составила:

руководитель объединения «АБВГДейка»,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Астафьева Татьяна Викторовна

Тема. Звуки [к], [к`], буква К, к.

Цель и задачи:

• Познакомить детей с буквой К, к; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками [к], [к’] и определять место звука в словах;

• Совершенствовать навыки чтения; продолжать учить разгадывать ребусы, готовить руку к письму.

• Развивать логическое мышление и сообразительность.

• Воспитывать у детей усидчивость и внимание, интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: ширма,2 картонных теремка, игрушки: кот, корова, коза, конь, кролик, курица, кастрюля; картинки, в названии которых встречаются [к], [к’] (капуста, картофель, колбаса, кукуруза, клевер); звуковые фишки (синие, зелёные, красные); атрибуты для игры.

Раздаточный материал: звуковые фишки (синие, зелёные, красные, схема слова, игрушки (мелкие, мозаичные карточки с буквой «К», счётные палочки, карандаши.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. Ребята, сегодня у нас очень весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

II. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

2.1. Повторение пройденного материала:

2.1.1. Игра «Путешествие в мире звуков».[/b]

Предлагаю Вам путешествие в мир звуков. (На доске стоят два больших теремка, в которых живут звуки) (Из-за дерева выглядывают звуковые фишки).

— Посмотрите, здесь кто- то есть. Выходите к нам!

— Да это же наши звуковые фишки! Вышли звуковые фишки поиграть, а тут подул сильный ветер, разбросал их в разные стороны. Заблудились наши фишки и не могут разобраться, кто они и где «живут». Давайте им поможем.

— Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

— Назовите гласные звуки ([А], [О], [Э], [У], [И], [Ы]).

2.1.2. Проведение артикуляционной гимнастики (схема 1).

Упражнение в произношении изолированных гласных звуков (подряд, выборочно, в различных сочетаниях (А-У).[/b] Все звуки произносятся чётко, громко.

— Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Их можно тянуть, петь, при произношении гласных звуков ничего не мешает.)

— Какой фишкой обозначают гласные звуки? (красной)

— Чем согласные звуки отличаются от гласных? (их нельзя тянуть, во рту есть преграда)

— Какими бывают согласные звуки? (твёрдыми и мягкими)

— Какой фишкой обозначаем твёрдые согласные звуки? (синей)

— Покажите, какой фишкой обозначают мягкие согласные звуки (зелёной)

[b]2.1.3. Дидактическая игра «Покажи нужную фишку»[/b].

— Сейчас мы проведём игру «Покажи нужную фишку». Я буду называть звук, а вы должны поднять соответствующую фишку.

(Шум за дверью)

2.2. Изложение новой темы

Мне, кажется, что к нам кто-то спешит на занятие, а кто именно вы узнаете, отгадав загадку.

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы,

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это (Кот)

2.2.1. Звуковой анализ слова «кот»

— Чтобы появился кот, нам нужно провести звуковой анализ слова «кот». [К — О –Т]

(Ребёнок у доски, а все дети на местах проводят звуковой анализ слова КОТ).

Вопросы:

— Сколько всего звуков в слове КОТ (3)

— Назовите первый звук, какой он? (ответы детей).

— Назовите второй звук, какой он? (ответы детей).

— Назовите третий звук, какой он? (ответы детей).

— Назовите чётко все звуки в слове кот. [К] [О] [Т].

(Появляется кот и здоровается с детьми.)

2.2.2. Обучение детей разгадывать ребусысы.

Смотрите, ребята, как обрадовался наш гость. Наверное, буква «К» его самая любимая. Он по секрету мне сказал, что даже в его кличке есть звук [к’]. А как зовут нашего гостя, мы сможем узнать, разгадав ребус. Нужно определить первый звук в названиях нарисованных картинок и составить слово (схема)

(Кит, индюк, солнце).

2.2.3. Рассказ о правилах произношения твердого и мягкого звука [к].

Вот мы и узнали, ребята, как зовут нашего гостя. Его зовут Кис.

В слове КОТ [к]- твёрдый согласный и он обозначается синей фишкой; при произношении звука [к] губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов.

А в слове КИС? [к’] — мягкий согласный и обозначается зелёной фишкой; [к`] отличается от [к], тем, что губы растягиваются в мягкой улыбке. Звук произносится тихо и называется глухим. Его нельзя тянуть.

Прикладываем к горлу ладонь тыльной стороной. Голосок «спит», стенки «домика» не дрожат. (Дети произносят звук и убеждаются в правильности определения).

2.2.4. Знакомство с буквой К, к

Я хочу вам, ребята, открыть секрет, что звуки [к], [к’] на письме обозначаются одной буквой К. И наш дорогой гость как раз принёс эту букву. (показать К, к). Печатные буквы большая и маленькая похожи, отличаются величиной.

Вопросы:

— Чем звуки отличаются от буквы?

— На что похожа буква К? (ответы детей)

2.2.5. Физминутка

Предлагаю всем ребятам превратиться в букву К.

Ай да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К.

2.3. Закрепление пройденного материала

2.3.1. Работа с раздаточным материалом

• Ребята, найдите букву К и обведите ее кружком.

Посчитайте сколько всего букв К на карточке.

• Кот тоже принёс для вас задание. Нужно разукрасить осколки мозаики только с буквой К. После этого мы увидим, что получится.

— Молодцы! У вас получилась большая и маленькая буква Кк.

2.3.2. Чтение слоговой таблицы.

Прочитаем слоги с буквой к.

Ка ак

ку ук

ко ок

кэ эк

ки ик

кы ык

Ребята, давайте прочитаем слова с буквой К.

КОТ МАК КИТ

КОМ ЛУК КИС

КОЛ СОК

2.3.3. Физминутка.

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

[b]2.4. Отработка практических навыков и умений

2.4.1. Словарная работа «Хозяйственный двор.

Ребята, Кис приглашает нас к себе в гости на хозяйственный двор. (Это самый настоящий деревенский животный мир! Здесь Вы найдете и лошадок, и козочек, и овечек, и других животных). Вы ему так понравились, что он хочет рассказать вам одну историю, которая произошла с ним. Слушая историю запомните из чего кот варил компот. Есть ли в этих словах звуки [к], [к’].

Ребята! В рассказе вам встретиться новое слово — клевер. Кто знает,

что такое клевер? (клевер — многолетнее кормовое травянистое растение (кормовая трава) семейства бобовых с тройчатыми листьями и цветками в виде шаровидных головок).

(На столе – минитеатр)

Театрализованный рассказ:

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова, конь и кролик.

Однажды во двор пришёл кот Кис и закричал:

«Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!»

— Ну и как же его варить?

— Принесите каждый всё самое вкусное, остальное — за мной.

Вся компания отправилась искать всё самое вкусное, а кот тем временем разжёг костёр и поставил кастрюлю с водой. Костёр разжигал очень осторожно, он ведь взрослый кот. А детям этого делать нельзя.

Правила обращения с огнем и поведения в условиях чрезвычайной ситуации (использование стенда по БЖ).

Первая пришла коза и принесла капусту, вторая пришла курица и принесла зёрна кукурузы, третья пришла корова и принесла арбузные корки. четвёртый пришёл конь и принёс клевер, пятый прибежал кролик и принёс морковку. Ну, а кот Кис вытащил из кармана кусок колбасы.

Когда вода закипела, кот кинул капусту, зёрна кукурузы, арбузные корки, клевер, морковку, колбасу в кастрюлю и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвал всех и угостил компотом. Попробовали друзья, плюются: «Сам ешь!»

— Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.

— А вы как думаете, почему получился невкусный компот?

— Из чего варят компот? (Из фруктов и ягод).

— Как называется компот сваренный:

из сливы — сливовый

из абрикоса — абрикосовый

из яблок — яблочный

из малины — малиновый

из клубники — клубничный

Из чего же варил кот Кис компот? (капусты, зёрен кукурузы, арбузных корок, клевера, моркови, колбасы).

2.5. Индивидуальная работа с учащимися.

2.5.1. Игра «Определи место звука в слове».

Наш гость хочет с вами поиграть в игру «Определи место звука в слове».

Звуки [к], [к’] могут находиться в начале слова, в середине и в конце слова.

Вопросы:

— Какие вы запомнили слова, где звуки [к], [к’] находятся в начале слова? (корка, капуста, компот, коза, корова, кот)

— Назовите слова где звуки [к], [к’] находятся в середине слова (морковка, кукуруза, закричал, закрыл, абрикос, яблоко, молоко)

Давайте вместе придумаем слова, где звуки [к], [к’] находятся в конце слова. Кому тяжело, вам помогут картинки, которые принёс Кис (кролик, сок, молоток, замок, веник, мак, паук, лук, бык, снежок, сачок, колобок, жук, рак)

2.5.2. Дидактическая игра «Подари коту продукт с буквой «К».

Ребята, Кис знал, что идёт к самым умным детям в «АБВГДейку» и приготовил для вас сложную игру, где нужно каждому выбрать карточку с тем продуктом, который любит кот. Но есть одно условие: в этом слове должна быть любимая буква кота К. (на столе лежат карточки: колбаса, курочка, конфета, котлета, рыбка, компот, кисель, сок, молоко, кефир, каша, кекс, каравай и т. д.)

(Дети выбирают нужную карточку и дарят коту)

2.5.3. Физминутка

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше – выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

3.1. Обобщение изученного материала

(стихотворение)

Повстречался у ворот

Нам сегодня мудрый кот.

С нами он играл,

Букву «К» нам показал.

И решили мы тогда:

Взять его к себе в друзья.

Будем мы его кормить,

И любить, любить, любить!

Вопросы:

— Ребята, что ещё вам понравилось на занятии?

— Что вы узнали нового?

— Чему научились?

3.2. Выводы.

(стихотворение)

Вот сколько на «К» я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор.

Ох, хватит! И буква ведь может устать!

Ребята, на занятии вы убедились, что в русском языке есть очень много слов с буквой «К». Нужно запомнить эту букву и уметь читать слоги и слова с этой буквой.

Источник: maam.ru