Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком»

Юлия Алешкина
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком»

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком»»

(ОО Речевое развитие)

Цель: Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы.

Задачи:

1. Учить детей составлять текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, изображающих последовательность событий.

2. Закрепить представление детей о зиме и предметах.

3. Развивать зрительное внимание, мышление, память, координацию речи с движением.

4. Подбирать слова-признаки и слова действия к существительным.

5. Активизировать словарь по теме «Зима».

6. Контролировать произношение в самостоятельной речи.

7. Формировать навыки сотрудничества, инициативности.

8. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимания.

Оборудование и материалы:

Серия сюжетных картинок «Снежный ком»; конверт с письмом.

Ход занятия:

1. Вводная часть

1.1 Организационный момент Дети заходят в группу, воспитатель приглашает встать в круг.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас сегодня! Нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Воспитатель: А теперь присаживайтесь на свои места.

Давайте, поиграем с вами в очень интересную игру.

1.2 Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки –серебристые…. (снежинки).

На поля и на лужок, все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят –все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –это девочка (снегурка).

На снегу – то посмотри?- с красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).

Воспитатель: Молодцы! О каком времени года были все эти слова? (ответы детей -о зиме) Да, вы правы, все эти слова о зиме, потому что у нас наступила зима.

Воспитатель:Ребятки, вижу я, что ваши язычки еще не совсем проснулись, поможем им проснуться? (ответы детей — Да)

1.3 Речевая разминка:

Тогда, повторяйте за мной:

Да-да-да — наступили холода!

За-за-за — пришла зимушка, зима!

Оз-оз-оз – на улице уже мороз!

Ам-ам-ам – гости пришли к нам!

Воспитатель: Да, вот сейчас действительно ваши язычки проснулись.

2. Основная часть

Стук в дверь.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, кто же это пришел. (Воспитатель забирает конверт у почтальона)

Воспитатель: Ребята, почтальон принес нам письмо. (читает, что написано)Детский сад «Ромашка», для ребят старшей группы «Родничок». Как вы думаете, что может быть в конверте? (ответы детей-письмо, открытка и т. д.) Давайте, посмотрим. (Открывает конверт, достает письмо и сюжетные картинки).

Воспитатель: Ребята, ведь это письмо от Дедушки Мороза!

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Дедушка Мороз! Вы каждый год отправляете мне письмо с пожеланиями и просьбами, теперь пришла моя очередь просить у Вас помощи. Помогите, пожалуйста, разобраться в картинках и составить рассказ, проказница Метель перепутала все картинки!

Буду очень Вам благодарен, Ваш Дедушка Мороз!

Воспитатель: Поможем Дедушке Морозу? (ответы детей-Да)

Воспитатель: Давайте, вспомним правила, как мы отвечаем на занятиях:

Первое правило:

1. Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим!

И второе:

2. Если хочешь ты ответить, не шуми

Только руку подними!

Воспитатель: Молодцы, а теперь посмотрим о ком или о чем нам нужно будет составить рассказ.

Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? (зимний пейзаж, пришла зима, какая зима) Почему вы так думаете? (ответы детей)

Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (санки стоят дома в коридоре). Что стоит? Для чего они нужны? Кто будет кататься на них?

Воспитатель показывает третью картинку. Что изображено на этой картинке? (мальчик катает снежный ком). Для чего он это делает? Кого он кочет слепить? (мальчик хочет слепить снеговика) Какого снеговика может слепить мальчик? (большого, красивого)

Воспитатель показывает четвертую следующую картинку. Что на ней изображено? (Мальчик привез снежный ком домой) Почему мальчик не слепил снеговика до конца? (мама домой позвала, стало темно) Почему мальчик повез снежный ком домой? (подумал, что его кто-нибудь сломает)

Воспитатель показывает пятую картинку. Что на ней изображено? (Санки, а под ними лужа) Откуда появилась лужа? (растаял снежный ком)

Воспитатель: А как вы думаете, что сказала мама мальчику? (мама отругала его, мама сказала, что в следующий раз они вместе слепят снеговика во дворе)

Воспитатель: Для начала нам нужно расставить картинки по порядку, как вы думаете, с какой картинки все начиналось. и т. д. (дети рассказывают в каком порядке должны стоять картинки и почему) Кто хочет попробовать расположить картинки в правильном порядке? (воспитатель вызывает одного ребенка) А остальные ребята будут помогать.

Воспитатель: Теперь мы узнали, о чем будет наш рассказ, но для того, чтобы рассказать весь рассказ, нам нужно немного отдохнуть.

2.1 Физкультминутка «Снег, снег»

Снег, снег, белый снег. (Дети машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали («Встают» на лыжи)

И по снегу побежали. («Бегут»)

Сегодня из снежного (Дети идут по кругу, «катят» снежный ком)

Мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не пройдет, (Грозят указательными пальчиками)

Никто не пройдет.

знакома она уже всей детворе. (Идут по кругу)

А жучка все лает «Чужой во дворе».

Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки, обсудили, что на них изображено, теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца.

Воспитатель: Для начала нам нужно придумать название нашего рассказа. Как мы с вами назовем наш рассказ? (ответы детей: зимние игры. зимняя прогулка, снеговик и т. д.)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что у рассказа есть начало, середина и конец.

О чём нужно рассказать в начале рассказа?

(В начале рассказа надо говорить о главных героях, где происходило событие, когда происходило событие.)

Воспитатель: О чём расскажем в середине рассказа?

(В середине рассказа нужно подробно рассказать всё, что произошло с героями.)

Воспитатель: О чём расскажем в конце? (Чем закончилась история.)

Воспитатель: Ребята, кто хочет начать рассказ? (желающий начинает)

Кто расскажет середину рассказа? (другой ребенок продолжает).

Кто закончит рассказ? (дети слушают окончание)

Ребята, а может кто-то хочет рассказать весь рассказ полностью, от начала и до конца? (1-2 ребенка рассказывают по желанию, рассказ полностью).

Вот какой замечательный рассказ у нас получился!

Вот мы и помогли Дедушке Морозу.

Воспитатель: Как вы думаете, понравится ли наш рассказ Дедушке Морозу? (ответы детей-Да) И я думаю, что понравится.

З. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня с Вами занимались? Кому помогали? Чем помогли?

1. Помогали Дедушке Морозу

2. Рассматривали картинки

3. Раскладывали их по порядку

4. Придумали название

5. Составляли рассказ

Воспитатель: Вам понравилось составлять рассказ? Я думаю, что вы сегодня замечательно потрудились. Ваш рассказ я запишу на листе, и мы с вами отправим его Дедушке Морозу. А что вы бы хотели попросить у Дедушки Мороза в подарок на Новый год? (ответы детей)

Воспитатель: Давай-те вы нарисуете то, что хотите получить в подарок и мы вместе с вами положим рисунки в конверт с рассказом, а потом отправим Дедушке Морозу. Я думаю, что он обязательно выполнит все Ваши пожелания.

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к окончанию, Всех благодарю за внимание!

Источник: maam.ru