Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Свойства воздуха»

Татьяна Федорова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Свойства воздуха».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования расширять знания о воздухе.

Задачи:

— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

-познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

-развивать навыки проведения опытов;

-поощрять выдвижение гипотез;

-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Материал: пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, воздушные шарики на каждого ребенка, бумажные веера и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребенка, миска с водой, кружки из бумаги по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка, игрушки пустые внутри.

Содержание ООД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам с далекой планеты прилетел гость Шарон Шароныч (шарик, накачанный гелием) и передал нам с вами подарок (красивая коробка). От благодарных жителей планеты Пузыряндии. Он хочет, чтобы мы свами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает коробку, она пустая)

Дети: Она пустая, в ней ничего нет.

В: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете если отгадаете загадку:

«Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем» (воздух)

2. Основная часть.

В: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет не видим)

-Раз мы его невидим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный, невидимый)

-Невидимый! Может, его и нет вовсе. Как доказать, что этот самый воздух есть? (Ответы детей)

-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?

Опыт №1 (Поймаем воздух)

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (В пакете ничего нет, он пустой)

-Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. (показывает) Что случилось с пакетом? (Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете)

-Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха, он весь вышел.)

-Какой можно сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт №2 (Воздух в человеке).

В: Чем мы с вами дышим? (воздухом) Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух)

-А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет)

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт №3 (Воздух можно услышать).

В: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (он внутри шариков)

-Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)

-Возьмите музыкальные инструменты, подуйте в них. Что мы слышим? (Звук. Мы выдыхаем воздух. Воздух дрожит, поэтому мы слышим звук)

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт №4 (Ветер-движение воздуха).

В: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? (Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя мы его не видим)

-Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (тепло) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)

-Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок)

-Какой делаем вывод?

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Опыт №5 (Воздух легче воды).

В: Ребята, у нас на столе лежат разные игрушки попробуйте их «утопить». Почему они не тонут? (Внутри игрушек тоже находиться воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.)

Вывод: воздух легче воды.

Опыт №6 (Воздух может двигать предметы).

В: Посмотрите, у меня в руках надутый шарик, давайте отправим его в полет, начинаем отсчет 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку связывающую край шарика и он, летает).

-Что было внутри шарика. Почему он полетел? (Внутри шарика был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался)

Вывод: воздух может двигать предметы.

3. Рефлексия.

В: Давайте еще раз закрепим. Я дам вам по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимаете зеленый кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

-Воздух окружает нас со всех сторон.

-Воздух можно услышать.

-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

-Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

-Человек может жить без воздуха.

-Способ обнаружения воздуха- «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

-Воздух может двигать предметы.

-Воздух тяжелее воды.

В: Ребята, молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку.

Источник: maam.ru