Конспект НОД в старшей группе «Подземные богатства Земли»

Ряполова Пелагея
Конспект НОД в старшей группе «Подземные богатства Земли»

Цель. Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи:

— познакомить с внешним видом полезных ископаемых, c их свойствами.

— познакомить с полезными ископаемыми региона.

-расширять знания об использовании полезных ископаемых человеком.

-закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

-развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.

-воспитывать чувство гордости за свой родной край.

Материалы и оборудование: коллекция полезных ископаемых, материалы для проведения опытов, игрушка «Динозаврик». Доска.

1 Введение игрового момента.

Ребята, к нам в гости пришел «Динозаврик». Он говорит, что ему очень стыдно и обидно он не знает, что такое полезные ископаемые.

Мы поможем «Динозаврику». А как?

Дети: — Мы расскажем ему про полезные ископаемые.

Воспитатель: — Чтобы узнать о каких полезных ископаемых мы будем сегодня говорить нужно отгадать загадки.

2 Ход НОД

1 Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Дети: -Гранит.

Воспитатель: -Какую пользу приносит гранит?

Дети: -Он используется в строительстве. (Слайд №1)

2. Без нее не побежит

Ни автобус ни такси,

Не поднимется ракета

Отгадайте что же это.

Дети: — Нефть.

Воспитатель: — Что изготавливают из нефти?

Дети: — Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель: — У нас в Омской области открыты месторождения нефти. В Тевризском районе – Крапивенское месторождения. А еще Ягыл-яхтенское, Прирахтовское, Тайтимское. (Слайд№2)

3. Он несет в дома тепло

От него кругом светло

Помогает плавить стали

Делать краски и эмали

Черный, блестящий –

Труженик настоящий.

Дети: — Уголь.

Воспитатель: — Какую пользу он приносит людям?

Дети: — Это топливо.

Воспитатель: — В Омской области обнаружили бурый уголь, но добывать проблематично залегает тонкими пластами. (Слайд№3)

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу,

Она понадобиться сразу.

Дети: — Глина.

Воспитатель: — Для чего она используется?

Дети: — Из нее делают посуду, кирпичи, косметику (голубая глина).

Воспитатель: — В Омской области, в Горьковском районе обнаружено месторождение голубой глины. (Слайд№4)

5. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением.

Дети: — Торф.

Воспитатель: — Какую пользу он приносит?

Дети: — Это топливо и удобрение.

Воспитатель: — В Омской области обнаружено 298 месторождений торфа в Знаменском районе, Тевризском, Тюкалинском, Большереченском. (Слайд№5)

6. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрения.

Дети: — Известняк.

Воспитатель: — Где используют известняк?

Дети: — Используют в строительстве. Из него делают мел.

7. На кухне у мамы

Помощник отличный

Он синим цветком расцветает от спички.

Дети: — Газ.

Воспитатель: — Чем полезен газ?

Дети: — Это топливо, которое обогревает жилище.

Воспитатель: — В 1971 году у нас в Тевризском районе открыто месторождение природного газа. С 1998 года началась добыча природного газа. (Слайд№6)

8. Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи.

Дети: — Это руда.

Воспитатель: — Что делают из руды?

Дети: — Ножницы, гвозди, рельсы, магнит. (Слайд№7)

9. Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

Дети: — Песок.

Воспитатель: -Где используют песок?

Дети: — В строительстве.

Воспитатель: -В 2014 году в Омской области разведано 37 месторождений песка – промышленного значения. Также имеются запасы стекольных песков, Самсоновского и Тарского месторождения. (Слайд№8)

Физкультминутка.

«Твердое, жидкое, газообразное»

Если воспитатель называет твердое дети становятся в круг, взявшись за руки.

Жидкое- двигаются друг за другом- ручейки.

Газообразное – разбегаются. (Гранит-газ-уголь- нефть-железо)

Воспитатель: — Вот какой, богатый наш край! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют.

— Кто изучает полезные ископаемые?

Дети: — Исследователи.

— Давайте представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.

— Предлагаю детям взять карточку-символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.

— С чего начнем наше исследование?

(Проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет или растворяется.

Эксперимент №1 положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге. Какой он?

Выводы: он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы. Основное свойство горючесть.

Эксперимент №2 предлагаю обратить внимание на мел. Дети рисуют, бросают в воду, ломают.

Выводы: он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размокает, он оставляет следы, можно рисовать.

Эксперимент№3 глину дети рассматривают, ощупывают, бросают в воду.

Выводы: глина мягкая, из нее можно лепить, она плохо пропускает воду.

Эксперимент№4 песок дети рассматривают, насыпают в воду, дуют через трубочки, лепят.

Выводы: песок сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, хорошо пропускает воду.

Эксперимент №5 дети рассматривают соль, пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит, раскалывают молоточком.

Выводы: соль белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовления пищи.

Рефлексия.

— Ребята, назовите полезные ископаемые?

— Где используют песок, уголь, гранит, глину?

— Какие жидкие полезные ископаемые вы знаете?

— Какие знаете газообразные полезные ископаемые?

— Для чего нужны полезные ископаемые?

— А нужно ли беречь их?

— Ребята, мы все рассказали «Динозаврику» про полезные ископаемые?

— Молодцы! Спасибо!

Источник: maam.ru