Конспект НОД «Роспись гжельской посуды»

Светлана Антюшина
Конспект НОД «Роспись гжельской посуды»

Конспект НОД

художественно-эстетическое развитие

в подготовительной группе «Светлячок»

ГКДОУ Минеральные Воды

Детский сад № 2 «Золотой ключик»

Воспитатель С. П. Антюшина

Тема: «РОСПИСЬ ГЖЕЛЬСКОЙ ПОСУДЫ»

Программные задачи:

– Учить элементам гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками);

– Учить детей приёмам рисования гжельской розы;

– Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью;

– Поддерживать интерес к народному творчеству;

– Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством;

– Развивать коммуникативные умения;

– Развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;

– Воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров, видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Материал: Игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды.

Предварительная работа: Знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома «Сказочная гжель», посуды, игрушек; создание мини–музея «Голубая Гжель»

Словарная работа: Гжельская роспись, элементы – дугообразная, петельная линия, мазки, точки; гжельская роза; народные умельцы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите какой «Волшебный ящик» находится в группе. Какой он красивый и наверняка с секретом.

– Угадайте, что в нём?

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжельская роспись)

– Друзья мои, вот беда, моя посуда разбилась. Одни осколочки остались.

(Показать «разбитую» посуду)

– Что же делать? Вы поможете мне?

Желание детей помочь определяет цель их последующей работы.

2. Поисковый этап

Воспитатель:

– Вот такая ситуации, давайте подумаем, как можно помочь – как исправить ситуацию.

Дети вместе с воспитателем составляют план предстоящей работы:

1. Узнать, как работают гжельские мастера?

2. Нарисовать гжельскую посуду.

3. Беседа: «Гжельская посуда»

Воспитатель:

– Сегодня расскажу вам быль. Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле. Так вот, в некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.

Вот посмотрите – с чего всё начинается. (Показ картинок) Разводят глину в огромных чанах. Заливают её в специальные формы-заготовки. И оставляют на просушку. Затем получаются вот такие изделия. Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз? Нет. Они белые, не яркие.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Воспитатель:

– Давайте рассмотрим посуду; обратите внимание на элементы росписи.

– Это ваза. Чем украшено её горлышко и донышко?

– Что располагается на самой широкой части вазы?

– А это – гжельский чайник.

– Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник.

Роспись гжельская необычная. По белому фону рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмёт, то слабее. И всё, что нарисует, становится синим и голубым – цветы, листья, травка.

4. Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

5. Дидактическая игра «Собери посуду»

Воспитатель предлагает детям игру «Собери посуду». На подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка.

– Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (Гжельская)

– Кто расписывает такими узорами? (Гжельские мастера)

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

– Ребята, посуду мы собрали, только её не склеишь теперь. Давайте представим, что мы гжельские мастера! Поможете посуду расписать?

Ещё раз вспомним, какие цвета используют в гжельской росписи? (Синий, голубой). Чем украшается середина изделия? (Гжельской розой). Из каких элементов состоит цветок? (Из мазков). Как они расположены? (Два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка). Что располагается вокруг большого цветка? (Листья, веточки). Что будем рисовать широкой кистью? (Лепестки розы, листья). Что нарисуем концом кисти? (Сеточку, усики, завитки).

Молодцы! Вспомнили все элементы гжельской росписи.

6. Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

7. Самостоятельная деятельность детей – расписывание гжельской посуды

Дети выбирают предмет посуды и приступают к украшению гжельским узором.

Индивидуальная работа: Обращать внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, усиками, листочками, завитками.

По окончании работы дети выставляют свои работы на «выставку «Сине-голубая Гжель».

8. Рефлексия. Итог

Воспитатель:

– Что понравилось?

– Хотелось бы стать гжельскими мастерами?

Воспитатель:

– Спасибо вам за помощь. Какая расписная получилась посуда! Будто голубые узоры ожили на них! На каждом расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. И как у настоящих гжельских мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Источник: maam.ru