Конспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группы

Светлана Александровна Мажова
Конспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группы

Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая.

Цель: развивать связную речь, расширять кругозор о зиме.

Задачи:

формировать представление о зимней одежде и ее назначении; закреплять обобщающее понятие одежда; учить описывать одежду с опорой на модели.

учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, выделять и правильно произносить звук “ш”;

продолжать развивать память, внимание, мышление, познавательный интерес;

воспитывать бережное отношение к одежде, усидчивость.

Тип занятия: обучающее

Форма занятия: игровая

Продолжительность: 20 минут

Участники: дети старшей группы и воспитатель

Возраст детей: 4-7лет

Оборудование и материалы: картинка «Что лишнее?» (зимняя одежда и шорты, снежинки, вырезанные из бумаги, наглядно-дидактическое пособие из серии «Одежда».

Предварительная работа: наблюдение за прохожими «Кто во что одет?»; рассматривание иллюстраций одежды; дидактическая игра «Что лишнее?»; беседа; чтение художественной литературы.

Методы и приемы работы с детьми: беседа, отгадывание загадок, художественное слово, дидактические игры «Добавь словечко», «Что лишнее?», «Из чего?», совместная деятельность воспитателя и детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, наглядное моделирование, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель приглашает детей встать в круг (звучит музыка)

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем с пальчиками.

Воспитатель читает слова пальчиковой гимнастики:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок.

Здравствуйте, я вам скажу,

Всех я вас приветствую!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение Ирины Токмаковой и прочтем его вместе.

Дети: Да.

Как на горке снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише дети. Не шуметь!

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это зима?

Дети: Потому что снег, потому что снег засыпал мишку, потому что мишка спит зимой.

Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Почему?

Дети: Я люблю зимой кататься на санках, (ледянках,лыжах, коньках, снегокатах, лепить снежную бабу, играть в снежки и так далее.

Воспитатель: Вам интересно, почему я люблю зиму? (Вопросы детей и ответы воспитателя).

Давайте с вами поиграем в игру «Добавь словечко». Дети, зимой все покрыто снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами похожими на слово «снег».

Тихо. Тихо. Как во сне, падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки- серебристые (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает (снежок)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка- это девочка (снегурка)

На снегу-то посмотри, с красной грудкой (снегири)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)

— Вот видите, как много родственных слов у слова снег. Давайте еще раз их вспомним. (дети отвечают)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Из чего?»

-Дети, это шапка

-Шапка сшита из шерсти. Шапка какая? (шерстяная)

-Ребята, а что это? (сапоги)

-Сапоги сделаны из кожи, значит они какие? (кожаные)

-А это, что? (пальто)

-Пальто сшито из драпа. Значит оно какое? (драповое)

-Что это такое? (шуба)

-Шуба сшита из меха. Значит она какая? (меховая)

Воспитатель: Дети, скажите, какая погода может быть зимой?

-Если на улице идет снег, то погода (снежная)

-Мороз-(морозная)

-Ветер-(ветреная)

-Холод-(холодная)

-Скажите дети, какая погода сегодня?

Воспитатель: Зимой на улице тепло или холодно?

Дети: Холодно

Воспитатель: А как люди одеваются зимой?

Дети: Тепло.

Физкультминутка «Мы во двор пошли гулять».

Раз. Два, три, четыре, пять. (хлопки)

Мы во двор пошли гулять (идут)

Бабу снежную лепили (лепят двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат)

С горки мы потом катались (правой рукой ведут по левой)

А еще в снегу валялись (ладони то одной,то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхнулись)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложкой, руки под щеку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что изображено на картинках?

Дети: Одежда.

Воспитатель: Ангелина и Илья, выберите только те картинки, на которых изображена зимняя одежда.

Дети выбирают картинки и называют одежду: Свитер, шапка, шуба, шарф, варежки, полукомбинезон, куртка с мехом, шерстяные носки – зимняя одежда.

Воспитатель ставит по одной картинки на доску и просит описать её по моделям.

Воспитатель: Какая зимняя одежда есть у вас? (Спросить детей по желанию)

Воспитатель: А вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель:

Пушистая, а не зверь,

Греет, а не печка. (Шуба)

Произносят хором, слово «шшшуба» Какой звук слышишься в этом слове?

Сижу верхом, не ведая на ком. (Шапка)

Произносят хором, слово «шшшапка» Какой звук слышишься в этом слове?

Кто мало кушает конфет

И не любит торты

Летом будет очень стройным

И наденет….(Шорты)

Произносят хором, слово «шшшорты» Какой звук слышишься в этом слове?

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык,

Он помогает нам всегда,

Когда приходят холода! (Шарф)

Произносят хором, слово «шшшарф» Какой звук слышишься в этом слове?

В них упрячешь две ноги

И в мороз гулять беги. (Шерстяные носки)

Произносят хором, слово «шшшерстяной» Какой звук слышишься в этом слове?

Воспитатель: Игра «Что лишнее?»

Давайте повторим с вами слова, которые мы сейчас отгадали (Шуба, шапка, шарф, шорты, шерстяные носки). Посмотрите внимательно, может здесь есть что-то лишнее?

Дети: Да, это шорты.

Воспитатель: А почему они лишние?

Дети: Их носят летом.

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята вам понравилось сегодня играть со мной?

Дети: Да

«Мы во двор пошли гулять».

Раз. Два, три, четыре, пять. (хлопки)

Мы во двор пошли гулять (идут)

Бабу снежную лепили (лепят двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат)

С горки мы потом катались (правой рукой ведут по левой)

А еще в снегу валялись (ладони то одной,то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхнулись)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложкой, руки под щеку)

Источник: maam.ru