Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья и грибы наших лесов»

Ирина Красильщикова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья и грибы наших лесов»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Деревья и грибы наших лесов».

Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях и грибах наших лесов.

Задачи:

Образовательные: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Развивающие: расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, грибов,стихи, загадки.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения)

В лесу.

Словно сказочной книги страница

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Может быть, на тропинках звериных

В непроглядной лесной глубине

Вдруг избушка на ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю, ненароком,

Избегая проезжих дорог,

Заблестит подрумяненным боком

Средь высокой травы колобок.

И нельзя мне в лесу заблудиться,

Хоть брожу от людей вдалеке.

Потому что и звери и птицы

На родном говорят языке.

В. Орлов

— Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? (ответы детей)

— Правильно! Конечно деревья!

— А какую пользу деревья приносят лесу? (ответы детей)

— Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

— Наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки (читаю первую загадку)

• Русская красавица стоит на поляне в зелёной кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

— Правильно! Берёза! (показ картинки с изображением берёзы)

— Ребята, а как выглядит берёза? (ответы детей)

— Какую пользу берёза приносит человеку? (ответы детей)

— Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

А как называется гриб, который растёт под березой!

(Подберезовик)

— Гриб этот не белый,

Гриб этот попроще,

Растет гриб, конечно, в березовой роще.

— Давайте послушаем с вами вторую загадку:

• В лесу среди берёз, осин

растёт огромный исполин.

Кудрявой кроною большой

шумит в лесах он день-деньской.

Он — царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси)

Его обходит лесоруб —

ведь слишком твёрд и крепок. (Дуб)

— Правильно! Дуб! (показ картинки с изображением дуба)

— Скажите дети, а какой ствол у дуба? (ответы детей)

— Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

— А как называются плоды дуба? (ответы детей)

— Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

— Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

— А какую пользу дуб приносит для человека? (ответы детей)

— Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(Ель).

— Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (ответы детей).

— Правильно! Ёлку!

— Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (ответы детей).

— Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Ребята, послушайте и отгадайте про какой гриб я вам сейчас загадаю загадку? (В корзине лежит гриб, закрытый платочком).

Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел,

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.

(Белый гриб)

— Что за гриб? (Ответы детей).

— Как еще по-другому называют белый гриб? (Ответы детей).

— Его называют боровик!

— Почему его так называют? (Ответы детей).

— Он любит расти в бору среди ёлок и дубов.

— послушайте следующую загадку:

Никто не пугает это дерево, а вся дрожит! (ОСИНА)

Дерево осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

А как называется гриб, который растёт под осиной? (ПОДОСИНОВИК).

Этот гриб стоит на кочке (дети подходят к макету-кочке).

В красном бархатном платочке? (Ответы детей).

— Это подосиновик.

— Почему его так назвали? (Ответы детей).

— Этот гриб растет под осиной.

— Какого цвета шляпка? Какого цвета ножка? (Ответы детей).

• Во дворе белым-бело,

Весь июнь мело, мело…

Нет, не снег вокруг, а пух,

Лезет в нос он хлеще мух!

Расчихались мы не зря –

Распушились…..

(Тополя).

— Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (ответы детей)

— Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода.

А теперь, про какие грибы я вам сейчас загадаю загадку?

Возле пней и на лужайке, мы всегда гуляем стайкой,

Очень дружные ребята, называют нас … ОПЯТА

Нет грибов дружней, чем эти.

Опята На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу!

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это… (сыроежки).

— А теперь мы с вами немного отдохнём!

Физминутка

Дуб зелёный.

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

— Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (ответы детей)

Послушайте правила поведения в лесу:

1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных..

2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

3. Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки..

4. Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

5. Не сори в лесу.

6. Ребята, как нужно собирать грибы в лесу? (Ответы детей).

7. — Грибы нужно аккуратно срезать ножом вместе с ножкой, чтобы не разрушить грибницу. Иначе на следующий год на этом месте грибов не будет.

8. — Ребята, а что это за грибы. Послушайте, как про них говорят «Желтые сестрички спрятались в траве густой. Вижу я их всех отлично, заберу скорей домой»

9. — Кто узнал грибы? (Лисички).

10. — Почему они так называются? (Ответы детей).

11. — Они такого же цвета, как лиса.

Людям можно есть грибы в сыром виде? (Нет).

— Что можно приготовить из грибов? (Ответы детей).

— Из грибов можно приготовить грибной суп, грибную запеканку, грибы можно пожарить с картошкой, грибы сушат для грибного супа, грибы маринуют, из грибов готовят начинку для пирога.

— Как вы думаете, все ли грибы съедобные? (Ответы детей).

Отгадайте загадку:

Гриб есть очень ядовитый,

Его в руки не бери ты.

Мух он морит с давних пор,

Красный в точку… (мухомор).

— Почему его нельзя есть? (Ответы детей).

— Мухомор – ядовитый гриб. Его нужно обходить стороной. Кто может есть мухомор? (Ответы детей).

— Мухомором лечится лось.

— Посмотрите, что это за гриб? (Ответы детей).

— Скромный, тоненький и бледный.

Этот гриб, представьте, вредный.

Попадет грибочек в суп-

Вас в больницу увезут!

Это тоже ядовитый гриб – бледная поганка.

— Сосчитайте, сколько съедобных грибов мы собрали. (Ответы детей).

— Сколько грибов ядовитых мы оставили расти в лесу? (Ответы детей).

— Каких грибов мы нашли больше – съедобных или ядовитых? (Ответы детей).

— Теперь догадайтесь:

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек? (Ответы детей).

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

Что лучше найти – пять мухоморов или один боровик? Почему? (Ответы детей).

Игра «Какой гриб спрятался»

Рассматривание схем:

Из каких частей состоит гриб? (СТРОЕНИЕ ГРИБА)

Из каких частей состоит дерево? (СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА)

Рефлексия:

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Что запомнилось и понравилось вам больше всего?

Что было трудно?

САМОМАССАЖ «Наша умная головка».

Источник: maam.ru