Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе

Зинаида Елисеева
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе

Цель: Расширять знания детей о природных явлениях.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической деятельности.

2. Уточнить о представления, о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.

3. Развивать умение, воображение, умение анализировать и сравнивать.

4. Учить отражать в речи результаты экспериментирования.

5. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать вывод.

Словарная работа:

Обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, испарение, круговорот, лаборатория, опыты.

Предварительная работа:

1. Рассмотрение картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.

2. Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берется дождь», «Как появляется радуга».

3. Наблюдение за неживой природой.

4. Загадывание загадок, разучивание стихотворении о вулкане, дожде, радуге.

5. Изготовление макета вулкана.

6. Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда.

Оборудование: видеоматериал «Извержение вулкана», макет вулкана, сода, моющее средство, лимонная кислота, красная гуашь, столовая ложка; видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой, тарелка, вода, губка; видно файлы «Как образуется радуга», молоко, краски (цвета радуги, пипетка, ватные палочки, мыльные пузыри на каждого ребенка.

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много гостей. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, куда мы с вами пришли?

Воспитатель: Обратите внимание друг, на друга, вы сегодня в белых халатах и необычных шапочках. Мы работники лаборатории.

Воспитатель: Проходите, пожалуйста. Скажите, для чего нужна лаборатория?

Воспитатель: Что же мы здесь видим?

Воспитатель: Верно, дети. Колбы, баночки, песочные часы, увеличительные стекла и многое другое. А для чего нам это все?

Воспитатель: Дети, послушайте внимательно загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я — опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

Воспитатель: Молодцы, это вулкан.

-Дети я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана.

— Хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Воспитатель: Обратите внимание на экран.

(Слайд №1 «Вулкан»)

Воспитатель: Что вы видете на экране?

Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан?

Воспитатель: как вы считаете, на какое геометрическое тело похож вулкан?

(Слайд №2 «Изображение вулкана»)

Воспитатель: Дети посмотрите, что вы видите на вершине горы?

(Слайд №2 «Кратер вулкана»)

Воспитатель: Эта огромная яма называется кратер. Дети, как называется это яма?

(Слайд №4 «Строение вулкана»)

Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана. Что проходит внутри вулкана?

Воспитатель: А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. Что находится на самой глубине вулкана?

(Слайд №5 «Потухший вулкан»)

Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как происходит извержение вулкана?

(Видео №1 «Извержение вулкана»)

Воспитатель: Огромная гора словно взрывается, сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своем пути.

— Дети, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана.

Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его.

— А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, моющее средство для посуды и лимонная кислота.

— Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем.

— В кратер нашего вулкана будем насыпать 5 ложки соды, затем добавим красной краски, 3 ложки моющего средства для посуды и хорошо перемешаем, в конце добавляем лимонную кислоту.

— Прежде чем приступить к эксперименту повторим технику безопасности:

-Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, среди них могут встретиться и ядовитые.

-Ложку в рот брать нельзя.

-Работать под наблюдением взрослых.

-Беречь руки при работе.

— Осторожно горячо!

Воспитатель: Молодцы, насыпьте, пожалуйста,5ложек соды.

-добавьте 3 ложки моющего средства для посуды.

— добавьте краску, две ложки.

— Надо все размешать. Теперь у нас все готово и лимонную кислоту добавляю я сама. Дети, посмотрите, кажется, наш вулкан «оживает». Извержение вулкана происходит потому, что магмы становится слишком много.

— Что вы наблюдаете?

Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Молодцы.

— Давайте отдохнём.

Игра: «Вулканы»

Вулканы начали «играть» —

Из жерла лаву извергать.

(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)

Но вот он начал уставать —

Огонь в нём начал угасать.

(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз).

Последний разогнём дыхнул —

(Сидя в присядем, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»).

И на десятки лет уснул.

(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)

Воспитатель: Дети, в природе много всего удивительного. А хотите узнать, как образуется дождь.

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть видео, из которой вы об этом узнаете.

(Видео №2 «Как образуется дождик»)

Воспитатель: Вы знаете, как дождь нужен растениям. Благодаря ему, они хорошо растут. Но откуда берется дождь? Давайте узнаем. Дождь, который вы ведите, выпадал до этого уже миллионы раз. Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучи, и уже не могут долго находиться наверху и капельки начинают падать на землю в виде дождя. Потом солнце снова согревает воду в реках, морях и океанах и маленькие капельки пара снова поднимаются в небо, т. е. снова происходит испарение, и весь процесс снова повторяется. Вы замечали, как быстро высыхает лужа в солнечный день, вода из них ни куда не исчезает, она тоже превращается в пар, который поднимается в небо. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

Воспитатель: Дети как называется этот процесс?

Воспитатель: Молодцы. Дети, а теперь я предлагаю вам пройти к столу. Здесь вы можете поучаствовать в образовании дождя.

— Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой, горячая вода и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы аккуратно на крышку будете укладывать кубики льда.

— Я наливаю горячую воду. Дети, что происходит?

Воспитатель: Этот процесс называется испарением. Когда пар поднимается высоко, капли водяного пара достигают холодного воздуха, там они охлаждаются и снова превращаются в капельки воды. Когда капель набирается достаточно много, они становятся тяжёлые и капельки начинают падать вниз.

— Дети смотрите, у нас пошел дождик. Наш опыт удался. Давайте сделаем вывод.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

— Дети, мы проведем еще один эксперимент под названием «Дождик». Что вы видите на столе?

Воспитатель: Перед каждым из вас на столе стакан с водой, тарелка и губка. Берем губку в руки. Дети, а какая губка?

Воспитатель: А каким цветом?

Воспитатель: А как вы думаете, на что похожа наша губка?

Воспитатель: Правильно она похожа на тучку. А из чего состоит тучка?

Воспитатель: Возьмите ее в руки сожмите и посмотрите, течет из «тучки» вода или нет?

Воспитатель: Дети, почему из такой «тучки» не идёт «дождик»?

Воспитатель: Правильно, губка-тучка сухая, и поэтому дождик не идет. А что нужно сделать, чтобы пошел дождик?

Воспитатель: Правильно, молодцы. Наливайте в тарелку воду и положите губки в тарелку с водой. Чтобы помочь пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Дети, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?

Воспитатель: А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. Что получается?

Воспитатель: Вот так дети, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

— Скажи мне, пожалуйста, откуда у нас берется дождик?

Воспитатель:- Молодцы, дети, а теперь давайте отдохнём.

(Физкультминутка – «Дождик»).

Дождик скачет по дорожке,

Как мальчишка озорной, (Прыжки)

Громко хлопает в ладоши.

И от счастья сам не свой. (Хлопки)

Летний дождь – всегда веселый.

Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

Вот и тополь стал зеленый,

Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)

Как игрушки в магазине,

Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)

Небосвод стал синий-синий.

В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)

Воспитатель: Дети, я вам хочу загадать загадку, послушайте внимательно.

Дождь пошел. Раздвинул тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга – это в небе…

(Слайд №5 «Радуга»)

Воспитатель: — Посмотрите, пожалуйста, на экран. Дети, что вы видите на экране?

Воспитатель: Дети, скажите, сколько цветов в радуге?

Воспитатель: Молодцы, правильно семь. А какие это цвета?

(Слайд №6 «Радуга»)

Воспитатель: Молодцы, правильно. И все эти Цвета идут в определенном порядке. Чтобы запомнить порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:

Каждый охотник желает знать,

Где сидит фазан.

— В этом стишке, в первой букве каждого слова, зашифровано название цвета радуги.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый

Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

Воспитатель: Молодцы.

(Слайд №7 «Радуга»)

Воспитатель: -Радуга появляется, в теплое время года после дождя, когда лучи солнца отражаются в мелких капельках воды, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

— Дети, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да еще и весной когда еще снег лежит.

Воспитатель: Пройдемте к столу. Что вы видите на столах?

Воспитатель: это все нам понадобится для проведения эксперимента. Дети надо налить в тарелку, молоко. В молоко добавить по капельке красок всех цветов. Затем ватная палочка обмакивается в моющее средство и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Краска растворяется в воде, а в молоке содержатся жиры, которые не дают ей этого делать, жидкое мыло расщепляет эти жиры и краска начинает быстро смешиваться. Результат: в тарелке образуются различные разноцветные узоры. Дети, что мы наблюдаем?

Воспитатель: Молодцы. А также радугу можно увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под веселую музыку.

Вывод:

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что мы узнали на сегодняшнем занятии?

— Мы узнали, что яма на вершине вулкана называется- кратер.

-И еще внутри вулкана огромная яма — это жерло вулкана и там находится расплавленная горячее вещество- магма, что извержение вулкана происходит потому, что магмы становится слишком много.

— Я поняла, почему идет дождь: этому помогает процесс испарения. Это явление называется «Круговорот воды в природе».

— Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается вверх, облако — это множество маленьких капель воды. Пар в небе остывает, соединяются вместе, тяжелеют и падают вниз в виде дождя.

— Мы узнали, что цвета радуги располагаются строго в определенном порядке.

— Мы наблюдаем радугу. Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя.

Воспитатель:Дети, вы большие молодцы, вам понравилось наши эксперименты?

Воспитатель: А что больше всего?

— Больше всего понравились эксперименты.

-Мне понравилось извержение вулкана, было очень интересно, увлекательно.

-Мне понравился различные разноцветные узоры в молоке. Было интересно смотреть, красители начинают перемешиваться, образуя разноцветные круги.

Воспитатель: Всем большое спасибо. Все молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много интересного узнали об природных явлениях, замечательно справились со всеми заданиями. Давайте скажем спасибо нашими гостями, и попрощаемся с ними.

Источник: maam.ru