Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе

Соколова Валентина Федоровна
Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе

Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография».

Задачи:

1. формировать умение оформлять плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография», закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток, травка.

2. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Оборудование: изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, карточки с изображением элементов гжельской, дымковской, хохломской росписей, шаблон ложки из картона, пластилин, образец готовой работы, презентация «Русская ярмарка», мультимедийная установка.

Методы и приемы: наглядный (образец готовой работы, образцы изделий, иллюстрации с элементами гжельской, дымковской, хохломской росписей, презентация).

— Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

— Практический (самостоятельное выполнение работы).

ХОД НОД.

1. Мотивация детей к деятельности.

Дети входят в зал, звучит музыка «Ярмарка»

— Какая веселая, задорная звучит песня. А о чем она?

А что такое ярмарка?

Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка».

Ярмарка – это такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось. Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили, качались на качелях и каруселях.

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

-А сейчас, ребята, проводятся ли ярмарки?

-Кто из вас был на ярмарке?

На сегодняшний день на территории России как в больших городах, так и в небольших населённых пунктах проводится множество ярмарок самого различного направления. Есть ярмарки, торгующие всем, а есть узкоспециализированные, например, только ремесленные или продуктовые.

Конечно, современные ярмарки отличаются. Но в нашем городе проводится сельскохозяйственная ярмарка-выставка, где предприниматели нашей области и других городов предлагают свою продукцию: это и различные машины, и продукты питания и предметы одежды. Проводятся на этой ярмарке и концерты, развлечения для детей.

Посмотрите, народные умельцы приготовили для ярмарки свои изделия.

-Товары каких мастеров вы здесь увидели?

(Гжельские игрушки, дымковские игрушки, хохломские)

— А как вы различаете все эти виды народного творчества?

(По росписи. У каждой росписи свои особенности)

2. Постановка детьми цели деятельности.

А вот какие-то ложки, но они совсем не красивые, черно-красные. Наверно мастера их забыли расписать, или не успели. Кто же их купит такие на ярмарке?

-Ребята, может мы можем что-то сделать?

-А как мы можем расписать ложку? (красками, карандашами, а можем пластилином)

-А как называется техника рисования пластилином?

А элементами какой росписи мы распишем ложку. Почему? (цвет красный и черный)

Вспомним элементы хохломской росписи.

3. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

Дидактическая игра.

Перед вами картинки с элементами гжельской, дымковской и хохломской росписей

Закрыть фишками элементы только хохломской росписи. Работать будете в парах.

Назовите эти элементы.

Анализ образца.

— Вы вспомнили элементы хохломской росписи, Какие из них вы видите на ложке? (листики, цветы, травка, кустики, ягодки)

1. Листики. Для того чтобы сформировать листики, раскатываем колбаску.

Заостряем с обеих сторон и сплющиваем.

Делаем три листочка и располагаем согласно композиции

2. Ягодки. Формируем два одинаковых шарика из красного пластилина.

Сплющиваем и заостряем нижнюю часть

Располагаем на заготовке.

Из жгутиков зеленого цвета формируем чашелистик, состоящий из трех или пяти травинок и «хвостика».

3. Цветочки. Приступаем к формированию цветочков. Для этого раскатываем

две одинаковые колбаски из белого пластилина.

Делим ее на пять равных частей.

Катаем шарики.

Располагаем на ложке, формируя цветок.

Сплющиваем, вдавливая в поверхность.

4. Травинки. Приступаем к работе жёлтым пластилином.

Отрезаем маленькие кусочки, формируем тонкие колбаски-жгутики.

Скручиваем жгутики, располагая на поверхности согласно композиции или произвольно.

С помощью тонких колбасок украшаем верхнюю часть ложки.

«Оживляем» композицию, нанося прожилки на листиках.

Оформляем серединку цветков.

Также при помощи горошинок бисера в произвольном порядке располагаем семена.

4. Самостоятельная работа детей по изготовлению продукта деятельности.

Звучит музыка, дети работают самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Лепить мы захотели.

5. Рефлексия.

Посмотрите, какие красивые ложки у вас получились.

— Что же вам помогло сделать такую красоту?

Дети: Труд, старание.

Воспитатель: Верно, Много нужно трудиться, чтобы стать мастером, мастером своего дела!

-Как вы думаете, захотят ли купить на ярмарке, такие ложки?

-А что мы сделали с вами, чтобы они стали такими?

-Какую роспись мы использовали?

-Какие элементы росписи вы использовали?

Русская народная игра «Ручеек»

Источник: maam.ru