Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы

Любовь Николаевна Рослякова
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы

Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов.

Задачи:

формировать умение определять путем эксперимента свойство некоторых предметов плавать или тонуть в воде, умение делать выводы по результатам опытов;

— развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, внимание, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику;

— воспитывать аккуратность в ходе проведения опытов, целеустремленность.

Демонстрационный материал: большой прозрачный стакан с водой, ложка, соль, апельсины, мандарины, яйцо, картонный спичечный коробок, скорлупа грецкого ореха, пластмассовые крышечки от бутылок с водой, ракушки, металлические шурупы.

Раздаточный материал: пластмассовые мисочки с водой, галька, пробка, спички (без головок, бумажные кораблики.

Ход:

В ходе НОД перед каждым опытом спрашиваю детей, как они думают, утонет или нет исследуемый предмет. После опыта предлагаю объяснить увиденный результат.

Дети выполняли опыты с демонстрационным материалом по очереди, с раздаточным материалом – одновременно, я показала только с сырым куриным яйцом.

Вначале проверили на плавучесть самые знакомые предметы и заранее правильно предсказали результат опыта: пластмассовые крышечки, скорлупа ореха, спичечный коробок плавают, потому что они легче воды; металлические предметы, ракушки, галька тонут, потому что они тяжелее воды:

Затем провели опыт с мандарином: он, опущенный в воду, не утонул, держался у поверхности воды.

Вопрос:

— Что произойдет с плавучестью мандарина, если его очистить?

Мнения разделились. Саша предложил:

— Давайте проверим!

Проверили – очищенный мандарин тонет, опускается на дно! Проверили и кожуру – плавает!

Интерес возрос!

Пальчиковая гимнастика:

— мы находимся в детском саду – построим «домик», соединив кончики пальчиков в виде крыши домика; большие пальчики соединим, расположив их горизонтально; локти опустить вниз;

— мы сидим на стульчиках – построим стульчик: левую ладонь расположить вертикально, пальчики прижаты друг к другу, кулачок правой руки приставить к левой ладони; поменять положение рук;

— материал для опытов находится на столе – построим стол: левая ладонь расположена горизонтально, это крышка стола, правый кулачок подставить под левую ладонь, это ножка стола; поменять положение рук;

— на столе миска с водой для опытов – изобразить миску с помощью двух соединенных полусогнутых ладоней;

— встряхнуть кисти рук несколько раз

— Ребята, посмотрите на апельсин, он большой, больше мандарина – наверное, он утонет?

Мнения опять разделились, но уже все уверенно сказали, что нужно проверить.

Оказалось, что апельсин, несмотря на то, что он большой, тоже плавает. А вот очищенный апельсин тонет. Кожура апельсина плавает.

Вывод: мандарин и апельсин плавают, потому что в их кожуре находится воздух, который поддерживает их на воде, не дает утонуть; очищенные мандарин и апельсин тяжелее воды, они в воде тонут; кожура, в которой находится воздух, плавает.

Физминутка:

поднимаясь поочередно на носки, дети выполняют упражнения для рук, повороты и наклоны туловища, «пружинки», хлопки по показу одного из детей.

Эксперименты с раздаточным материалом:

Опустить в миску с водой гальку, ту, которая больше по величине – она утонула;

— На тарелочке лежит еще галька, совсем маленькая, она, наверное, не утонет?

Без колебаний следует предложение проверить – и маленькая галька утонула:

Вывод: галька тяжелее воды, она тонет.

Проверили и убедились, что спички плавают. И пробка тоже, даже если ее опускать пальчиком вниз на дно, она тут же всплывает – придумала это проверить Диана.

Гимнастика для глаз:

поставить бумажный кораблик на открытую ладонь, следить за перемещением кораблика на ладони только глазами, не поворачивая голову.

Кораблики из цветной бумаги не тонут, держатся на воде, а если подуть на них, то они плавают по воде:

Дыхательная гимнастика:

Подуть на кораблик, чтобы он поплыл. При этом помним, что щеки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем носом, а выдыхаем через рот.

Вывод: предметы, которые легче воды, не тонут

Опыт с сырым куриным яйцом:

Будет ли оно плавать?

Эксперимент показал – тонет!

Но если в воду добавить соли, помешать, чтобы соль растворилась, то в соленой воде яйцо не утонет, будет держаться у поверхности воды:

Вывод: соленая вода плотнее пресной, она может удержать яйцо и не дать ему утонуть.

Больше всего детям понравился опыт с мандарином, многие захотели повторить его дома.

Источник: maam.ru