Конспект НОД «Осень — огненная белка» в старшей группе

Ирина Кустова
Конспект НОД «Осень — огненная белка» в старшей группе

Тема: «Осень-огненная белка».

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция с образовательными областями:

«Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

— Развивать связную монологическую речь детей;

— Побуждать детей к монологу;

— Стимулировать и развивать речевое творчество детей;

— Учить детей подбирать прилагательные к существительным; употреблять в речи сложные предложения; отвечать на вопросы полными ответами.

— Продолжать развивать интонационную выразительность речи; работу над дикцией.

— Продолжать развивать умение детей определять по существенным признакам времена года.

— Воспитывать любовь к родной природе, ее обитателям.

— Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.

— Приобщать детей к музыкальной культуре и воспитывать художественно-эстетический вкус.

Предварительная работа:

— Беседа об окружающем мире (тема: «Осень»).

-Заучивание пословиц и поговорок об осени.

-Заучивание стихов русских поэтов Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, Т. И. Шорыгиной.

-Отгадывание загадок об осени.

Словарная работа:

-Слякоть, хмурень, дивная, унылая, очарованье.

Материал и оборудование:

Проектор с экраном, ноутбук, магнитная доска с магнитами, картинки, изображающие осеннюю природу; картинки с изображением диких животных (медведь, барсук, еж, заяц); картинки с изображением перелетных птиц (аист, лебедь, журавль); картинки с изображением насекомых (гусеницы, бабочки, жучки); картинки с изображением деревьев (клен, рябина, липа, дуб, береза).

Диск с записями П. И. Чайковского «Времена года. Осень»; презентация, классическая музыка для презентации; набор слайдов для демонстрации на занятии.

Содержание организованной образовательной деятельности

Загадка:

«Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я… (осень)

— Осень пригласила нас к себе в гости.

(звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень.»)

Появляется Осень.

-Посмотрите, друзья, какая красота вокруг!

Игра «Красивые слова».

-Давайте придумаем слова-определения к слову «осень». Какая она?

(красивая, нарядная, красочная, ранняя, разноцветная, грустная, дождливая, печальная, солнечная).

-Вспомним названия осенних месяцев.

Осенние месяцы – это сентябрь, октябрь, ноябрь.

-А знаете ли вы, что сентябрь в народе называют «хмурень»? Как вы думаете, почему?

Часто идут дожди, небо хмурится, все в тучах.

-Еще сентябрь называют месяцем ранней осени. Почему?

Сентябрь – первый осенний месяц.

-А как красиво рассказал в своем стихотворении Ф. И. Тютчев об этой поре.

Чтение стихотворения

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…»

— Октябрь – месяц золотой осени. Почему?

Все листья окрашены в желтый цвет.

-Вот как поэтесса Т. Шорыгина представила нам золотую осень:

Чтение стихотворения

«Осень в пестром сарафане».

— И, наконец, ноябрь-месяц поздней осени. Почему так говорят?

Ноябрь-последний осенний месяц, листья с деревьев облетели, птицы улетели на юг, животные готовятся к зиме.

— А вот как наш великий русский поэт А. С. Пушкин сказал о поздней осени:

Чтение стихотворения

«Унылая пора! Очей очарованье!»

— Какие же изменения происходят с животными осенью?

Животные готовятся к зиме: медведи спят всю зиму в берлоге; барсуки залегают в глубокую нору; ежи зарываются под сухие листья; у зайца-любой куст является домом.

— Что же происходит с птицами? Все ли они остаются зимовать в нашем краю?

Перелетные птицы улетели в теплые края; стало очень холодно и нет корма.

— Куда спрятались насекомые?

Насекомые попрятались в земле, под кору деревьев, в оконные рамы.

— Какие еще происходят изменения в природе?

Дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло.

— А какие пословицы и поговорки вы знаете об осени?

Если паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре – к теплой осени.

Осенью листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Сентябрь без плодов не бывает.

Холоден сентябрь, да сытен.

Осень – семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

— Деревья постепенно сбрасывают свою листву.

Игра «С какого дерева лист?»

Лист с клена – кленовый.

Лист с березы – березовый.

Лист с рябины – рябиновый.

Лист с липы – липовый.

Лист с дуба – дубовый.

— Какими листья были летом, а какими стали осенью?

Летом листья были зелеными, осенью – все разные (разноцветные).

Игра «Что не так»

— Послушайте несколько предложений и ответьте, что в них неправильно:

— Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Так ли это, почему?

— Осенью все распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так ли это, почему?

— Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и в огороде, животные и птицы делают последние заготовки. Так ли это, почему?

— Осень – прекрасное время года. Так ли это?

Игра «Закончи предложение».

— Я начну, ты – продолжишь.

Я люблю осень, потому что…

Осень – скучное время года, так как…

Я сегодня не пойду гулять, потому что…

Осень – красивое время года, так как…

Птицы осенью улетают в теплые края, потому что…

Подведение итогов:

— Какие картины природы мы сегодня рассматривали?

— О чем стихотворения, которые мы прочитали?

— Что особенно понравилось?

Гостья «Осень» просит ребят отобразить в своих рисунках осенние краски природы.

Источник: maam.ru