Конспект НОД на тему: «Дикие и домашние животные»

Анжелика Гущина
Конспект НОД на тему: «Дикие и домашние животные»

КОНСПЕКТ НОД на тему: «Дикие и домашние животные»

(для детей подготовительной группы)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Задачи:

Образовательные:

— продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных;

— закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

Развивающие:

— развивать связную речь;

— вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения;

— развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к животным;

— воспитывать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».

Формы образовательной деятельности: групповая, подгрупповая

Планируемый результат: владеют связной речью, умеют грамотно строить предложения, передают образ героев сказки через театрализованную деятельность, знают отличия между дикими и домашними животными, дают полные ответы.

Предварительная работа по образовательным областям: Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?», «Чей малыш», «Чьи следы». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике». Игровые ситуации по правилам обращения с животными. Изготовление шапочек для театрализованной деятельности, чтение и заучивание сказки «Как животные счастье искали».

Методы : практические, игровые, наглядные, словесные.

Приёмы: погружение в театрализованную деятельность, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок

Материалы и оборудование.

Для воспитателя: ноутбук, экран, магнитофон, «ковер самолет», пазлы животных, аудиозаписи, презентация, для рефлексии багаж знаний и мусорный контейнер.

Для детей: шапочки, маски для театрализованной деятельности.

Ход ООД:

Организационный момент

Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение. Давайте покажем, какие мы веселые:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось,

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего дня. А сегодня мы с вами можем много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Мотивация

Я принесла вам мяч. В какую игру хотите поиграть?

-Но это же не мяч, это глобус.

Ребят, а для чего предназначен глобус? (Глобус — это модель Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город). А еще можно путешествовать по глобусу. Давайте мы сейчас отправимся в путешествие. Но куда мы отправимся, мы узнаем, отгадав загадку.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

— Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: ну, конечно вы правы, мы с вами отправимся в необычную страну. В мир животных. А отправимся мы туда также на необычном транспорте, на ковре – самолёте (дети усаживаются на «ковер самолет», звучит музыка, закрывают глаза и летят).

А вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Ну тогда сейчас я постараюсь пополнить ваши знания. Устраивайтесь поудобнее на ковре (дети свободно располагаются на ковре).

Основная часть:

Беседа с просмотром презентации (презентация, слайд 1).

Воспитатель: Давным-давно жили на Земле человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации).

Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым?

Дети: собака

Воспитатель: правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку?

Дети: она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы — собака помогала Человеку пасти, охранять их.

Воспитатель: Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных?

Ответы детей: коровы, овцы, кошки, свиньи и др.

Воспитатель: а какую пользу приносят человеку эти животные?

Воспитатель: у всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем каких из них вы знаете?

Дидактическая игра

Воспитатель называет домашнее животное, а дети — дикого предка.

Собака — волк, кролик — заяц, свинья — кабан, корова — тур, кошка — рысь и т. д.

Воспитатель: Итак, из-за вмешательства человека часть животных стала домашними, а часть — осталась дикими.

Также у каждого животного есть детёныши мы с вами поиграем в игру «Назови детеныша». Я буду называть название взрослого животного, вы называете его детеныша (лиса – лисята, волк – волчата, медведь – медвежата, собака – щенята, кошка – котята, корова – телята и т. д.)

Посмотрите, сколько у нас картинок с дикими и домашними животными, а теперь мы с вами поиграем в игру. (показ слайдов)

Дидактическая игра «Кто, где живёт»

Воспитатель: посмотрите на экран. Нужно правильно распределить животных по их домам. Посчитайте, сколько животных живет в лесу, сколько

рядом с человеком.

Собака — конура,

белка — дупло,

корова – хлев или коровник,

медведь – берлога,

свинья – свинарник,

лошадь — конюшня.

Итак, для одних животных домом осталась дикая природа, а для других жильё рядом с домом человека. Но, чтобы продолжить играть, нам нужно немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз «Хомка хомячок»:

Воспитатель: Хомка — хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Глазки свои хомка трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Раз! и в норочку бегом!

Воспитатель: ну что, продолжим играть?

Дети: да.

Воспитатель: назовите домашних и диких животных, шерсть которых рыжего цвета

Дети: лиса, собака, кошка, белка

Воспитатель: белого цвета

Дети: заяц зимой, белый медведь, кошка

Воспитатель: серого цвета

Дети: волк, заяц, кошка

Воспитатель: коричневого цвета

Дети: медведь, лошадь

Воспитатель: как вы думаете, какие животные чаще меняют цвет шерсти — дикие или домашние и почему?

Дети: чаще меняют цвет шерсти дикие животные, для безопасности

Воспитатель: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, от того, где они живут (показ слайдов) Ребята. а что будет. если заяц не поменяет зимой окрас.

А теперь давайте вспомним, как могут выглядеть животные. У всех животных есть основные части — какие? Для того, чтобы узнать какие это части я предлагаю собрать пазлы, внимательно посмотреть и сравнить полученные картинки. Какие основные части вы можете назвать? (рассматриваем собранные картинки животных): голова, туловище, лапы, хвост.

Воспитатель: а что еще есть у некоторых животных? (рога, копыта, острые зубы, когти) А для чего они им нужны? (для защиты себя, своих детенышей) Назовите данных животных.

Дети: кошки, волки, ежи, олени и. т. д.

Воспитатель: для животных очень важно, чем покрыто их тело. Почему? Дети: чтобы не мёрзнуть, когда холодно, а в жару не перегреваться.

Игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» с использованием ТСО (аудиозапись).

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем. Представим себя маленькими щенятами, которые вышли погулять и поплескаться в речке, но выходя из речки вы оказались мокрыми, что вам нужно сделать чтобы стать сухими? отряхнуться (Покажите, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом — от носа до хвоста) (под музыку щенок отряхивается)

А теперь побудем маленькими котятами, которые лежат греются на солнышке, покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).

Воспитатель: а сейчас мы вспомним, чем питаются животные.

Дидактическая игра «Кто что ест?» (игра на слайдах)

Воспитатель: а теперь ребята, подойдите к столу и возьмите маски и шапочки того, кем вы будете и мы с вами побудем актерами сказки «Как животные счастье искали». А те, кому не хватило роли, будут нашими зрителями.

(За автора рассказывает воспитатель)

Драматизация сказки «Как животные счастье искали»

воспитатель: «Однажды домашние животные задумались:

Кошка: что это мы все с человеком и с человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется.

Свинья: хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!

Лошадь: «там так красиво!»

Воспитатель: сказано — сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка. А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным.

Волки: им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает,

Зайчик: счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть,

Лиса: а давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными,

Воспитатель: звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя.

Медведь: чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?

Белка: да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле.

Медведь: это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну

Воспитатель: пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом дикие и домашние животные встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.

Ребята, давайте подумаем, что же рассказывали животные о своем житье — бытье. Почему дикие не смогли жить с хозяевами, а домашние в лесу?

Выслушав рассказы детей, воспитатель подводит итог:

Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жильё, самостоятельно добывать себе корм, защищаться от врагов и природных условий.

Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они лишены привычных условий жизни, требую много мясной пищи, бояться человека, образ жизни диких животных (ночной образ жизни, спячка и др.) не совпадает с образом жизни человека. Пусть будет так, как устроила природа. Каждое животное хорошо и полезно на своём месте.

Теперь мы с вами можем возвращаться в детский сад на нашем ковре – самолёте (дети усаживаются на «ковер самолет», звучит музыка, закрывают глаза и летят)

Заключительная часть

Воспитатель: вы сегодня все молодцы, все старались, ребята, вам понравилось наше путешествие? О ком мы говорили? Что делали? Что узнали нового? Во что играли? Какая игра понравилась больше? Какие животные вам были наиболее интересны?

Рефлексия

А теперь, оцените свои знания. Если вам было интересно, вы узнали для себя что то новое и у вас хорошее настроение возьмите смайлик и положите его в багаж знаний, а если вам было совсем не интересно, то положите смайлик в мусорную корзину.

Источник: maam.ru