Конспект НОД художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему: «Птицы на кормушке»

Слукина Олеся Олеговна
Конспект НОД художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему: «Птицы на кормушке»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

художественно-эстетическое развитие (ИЗО)

лепка на тему: «Птицы на кормушке»

(старшая группа)

Цель. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц; учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста; развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Изобразительные задачи:

— Учить детей лепить птиц: воробья и голубя;

— передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет;

— учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв;

— продолжать учить лепить птиц крупно;

— подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.

Технические задачи:

— Закреплять знакомые приемы лепки;

— лепить птиц конструктивным способом;

— сглаживать места скрепления пальцами;

— путем вытягивания делать хвост;

— примазывать крылья;

— путем налепа делать глаза и клюв;

— продолжать учить работать с пластилином;

— делить пластилин на равные части.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать стремление добиваться нужного результата;

— продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином;

— самостоятельность в передаче движений в лепке;

— продолжать воспитывать умение слушать и слышать воспитателя;

— развивать интерес к лепке птиц;

— радоваться от полученного результата.

Предварительная работа: Наблюдения птиц на прогулках и из окна, рассматривание их на картинках. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о птицах. Изучение строения, формы птицы. Беседы о зиме и зимующих птиц. Пение песен о птицах на музыкальных занятиях.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, доска для лепки, стека (на каждого ребенка, салфетки бумажные и матерчатые; «кормушка» как основа для коллективных композици.

Содержание занятия.

I часть — организационная часть

Воспитатель вывешивает плакат «Зима» и читает детям загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

-про что загадка? (ответы детей)

— правильно, о зиме.

Зима — это время года, пора, когда выпадает снег, на улице все белым – бело, все деревья стоят в снегу. Дни зимой коротки, редко выглядывает солнце, а ночи длинные и морозные. Зимой многие птицы улетают в теплые края, потому что наступают холода и почти нечего кушать. В такое время года птицы всегда страдают от голода и холода. Люди проявляют заботу о них и помогают перезимовать.

— Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (соловей, ласточка, скворец, жаворонок,)

— Молодцы! А какие же птицы зимующие? (снегирь, синица, воробей, голубь)

— Напомните мне, кто такие зимующие птицы? (птицы, которые остаются на зиму и не улетают в теплые края)

— Что мы должны сделать для тех птиц, которые остаются на зиму, чтобы они смогли перезимовать? (ответы детей)

— Подкармливать, построить кормушку.

II часть – подготовительная часть

Воспитатель вывешивает плакат «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Е. Благининой:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль-гуль-гуль!

Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке, и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовленные заранее две-три кормушки из картонных коробок (крышек с низкими бортиками) с верёвочками для подвески.

Загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица

— Правильно это воробей, птичка, за которой мы наблюдали на участке.

Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?

(Показ туловища головы хвоста и лап).

— Какой формы туловище и голова?

— Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.

— Что еще есть у воробья?

— Клюв, глаза и крылья.

— Когда у воробья видны крылья?

— В полете.

— Какие у воробья глаза по цвету и величине?

— Маленькие и черные.

— А какой клюв?

— Маленький, желтовато-коричневый.

— Какого цвета сам воробей?

— Коричневого цвета, а крылья серого цвета.

— Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?

— Как воробей летит, стоит или клюёт.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрый воробей, (прыжки на месте на двух ногах)

Ему на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелся как волчок (кружимся на месте)

Вот присел он на минутку, (присели)

Почесал он клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

Полетел наш воробей! (делаем движения руками вверх-вниз.)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

III часть – показ последовательности выполнения работы, самостоятельная деятельность детей.

Мы с вами рассмотрели наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек н

примере воробья. А вы слепите любую птичку.

Показывает способ лепки воробышка конструктивным способом:

• берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробышков (воспитатель вновь обращает внимание детей на изображение воробьёв);

• делим коричнево-серый комок пополам и одну половинку ещё раз пополам, чтобы из него получилось три кусочка — один большой и два поменьше;

• из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиный хвост, как цепочка или лопатка для сковороды;

• у нас осталось два одинаковых кусочка пластилина: из одного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго — крылышки;

• этот кусочек делим на голову и подставку для йог; катаем круглую голову, прикрепляем к туловищу (показывает место прикрепления); для ног берём спичку или зубочистку, ломаем её пополам, вставляем в нижнюю часть туловища (животик) и укрепляем на подставке-лепёшке;

• а крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разрезаем стекой пополам — получаем два одинаковых крылышка, прикрепляем их по бокам туловища;

• проверяем, будет ли наш воробышек стоять на ножках (воспитатель проверяет устойчивость поделки);

• оформляем голову воробышка: клюв делаем из жёлтого пластилина или просто вставляем семечку — одну, если клюв закрыт, и две, если клювик открыт; блестящие круглые глазки хорошо получатся из бусин, бисера или мелких пуговиц;

• воробышек готов лететь на кормушку.

Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показывает, будто воробышек летит к кормушке, садится на неё (крылья опускаются) и начинает клевать зёрнышки (опускает голову вниз).

Воспитатель выставляет технологическую карту «Воробышки на кормушке», выбирают материал.

Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Начинают лепить воробышков и голубей и по мере изготовления переносят на кормушки.

IV часть— анализ работы

— Какие замечательные и красивые птицы у нас получились.

— Давайте полюбуемся на них.

— Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта голубь клюёт, а вот этот воробей стоит.

— Ребята найдите мне самого красивого воробья.

— Самого большого голубя.

— Воробья, который клюёт.

— Птиц, которые летят.

— Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.

V часть – Итог

Дети дополняют по своему желанию композицию «Птицы на кормушке».

Источник: maam.ru