Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП «Алиса в стране математических Чудес»

Татьяна Афанасьева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП «Алиса в стране математических Чудес»

Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию для дошкольников старшей группы

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 73»

Афанасьева Татьяна Анатольевна

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: «Алиса в стране математических чудес»

Цель: Создать условия для закрепления у детей сформированных представлений о количественном и порядковом счете в пределах пяти.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать интерес к математическим занятиям, умение слушать внимательно друг друга и взрослого, терпимость, сдержанность

— Воспитывать умение слушать указания педагога, действовать в соответствии с ними.

— Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

— Поддерживать интерес и внимание.

Образовательные задачи:

— Учить устанавливать последовательность чисел в пределах 5, порядковый счет в пределах пяти

— Продолжать учить ориентироваться в пространстве и определять направление движения, используя знаки -указатели направления движения.

— Закрепить представления детей о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, овал, треугольник) ; названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность.

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие задачи:

-Развивать чувство времени.

— Развивать у детей внимание, логическое мышление посредством логических блоков Дьенеша, счетных палочек Кюизенера

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация занятия, в которой картинками обозначены все действия детей, счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, мультимедийный экран, карта страны чудес на экране, посудка кукольная (9 кружек, 9 тарелок, 9 ложек, гусеница и 9 пар сапожек,

Раздаточный материал: палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и карточки к ним, листы в клетку, простой карандаш,

Предварительная работа: чтение отрывков из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес», прослушивание аудиосказки и просмотр мультфильма «Алиса в стране Чудес»

Ход занятия:

Мотивационный этап.

Дети заходят в зал на музыкальное занятие и у воспитателя звонит телефон

Воспитатель: Ребята, одну минутку, мне кто-то звонит. Я поставлю громкую связь

(голос) Здравствуйте! Я Алиса из страны математических чудес, мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что Шляпник пригласил друзей на чаепитие к пяти часам. Но друзья Шляпника заблудились в математической стране и не могут решить математические задания. Вы можете им помочь?

Обсуждение с детьми как и чем они могут помочь Алисе и ее друзьям

Воспитатель: Итак, проблема такая: надо найти друзей Шляпника и помочь им добраться на чаепитие к пяти часам.

В: Ребята, как можно помочь Алисе и ее друзьям?

Д: помочь преодолеть препятствия друзьям Алисы, решить математические задачки, найти друзей и т. д.

Основной этап.

I часть. Игровая ситуация «Волшебная лесенка» (величина, работа со счетными палочками Кюизенера)

Воспитатель: А как мы попадем в страну математических чудес?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, надо сначала попасть в нору Кролика. Но смотрите, что это на экране?

Дети: дверь

Воспитатель: Чтобы открыть дверь, нам понадобится ключ. Надо осмотреться и найти глазками ключ.

Гимнастика для глаз. (дети ищут ключ только глазами на потолке, на полу, на окне, на зеркале, затем зажмуривают глаза, часто моргают и расслабляют их, открывают глаза)

На экране изображена таблица. Надо подобрать правильный ключ, а точнее найти недостающую геометрическую фигуру

круг треугольник овал (прямоугольник)

треугольник

круг

прямоугольник

(Овал)

квадрат

прямоугольник овал

(треугольник)

прямоугольник овал треугольник (круг)

Справились с заданием?

Воспитатель: Молодцы! Ключ подобрали, дверь открылась, смотрите, вход в нору Кролика! Но чтобы попасть туда, нам необходимо построить лесенку.

Займите свои места за столами и мы строим свои волшебные лесенки из палочек Кюизенера.

1 задание: построить по величине от большей к меньшей.

Первая снизу какая будет? Правильно, самая длинная.

Мы же с вами в стране Чудес, поэтому здесь лесенка выглядит наоборот.

2 задание: догадайтесь сами и постройте лесенку наоборот.

(Дети помогают Алисе собрать лесенку в нору Кролика, для того, чтобы попасть в страну чудес)

Звучит волшебная музыка и на экране появляется нора Кролика и Кролик с часами

II часть. (ориентировка в пространстве и ориентировка во времени) Игровое упражнение «Кролик запутался во времени».

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в нору кролика. Он запутался во времени. Не знает какое время года сейчас. Какой месяц? Какой день недели? Какое время суток?

Дети называют время года — Зима, день недели — вторник, а вчера? –(понедельник, а завтра какой день недели будет? – (среда), число 10, а месяц? — (Декабрь).

Воспитатель: Ну и самое главное, он запутался во времени. Нам надо разбиться на две подгруппы, одна — девочка, другая — мальчики.

На столе 2 часов.

1 задание:

мальчики – покажите Кролику 3 часа, девочки – покажите 2 часа;

мальчики – покажите Кролику 1 час, девочки – покажите 4 часа;

а сейчас кто быстрее покажет Кролику 5 часов?

Звучит волшебная музыка

Появляется картинка Кролика за столом у Шляпника

III часть. Работа с раздаточным материалом. (порядковый счет, соотнесение количества предметов с цифрой) Игровая ситуация «Синяя гусеница»

Звучит волшебная музыка и плач Синей гусеницы

На столе и на экране появляется синяя гусеница.

Воспитатель: Кто это? (ответы детей) Правильно, Синяя гусеница, а плачет она потому что потеряла сапожки. Значит это подсказка, но какая?

Дети: Надо ей помочь расставить ножки на места

Дети подбирают сапожки для гусеницы, подбирая пары (первая пара, вторая пара и т. д.)

Воспитатель: Справились с заданием? Молодцы, ребята, справились и с этим задание легко и быстро!

Гусеница в сапожках, приглашает вас с ней потанцевать немножко

Звучит волшебная музыка Гусеница появляется за столом у Шляпника

ФИЗМИНУТКА «Танец с гусеницей»

IV часть. Чеширский кот (геометрические фигуры, цвет)

На экране проецируется картинка «Улыбка Чеширского кота»

Воспитатель: Ребята, смотрите кто это на экране?

Дети: Чеширский кот.

Воспитатель: А точнее его улыбка. (слушает) Послушаем, что он говорит. Он рассказывает, что испек для Шляпника печенье, но к сожалению, пришли Тру-ля-ля и Тра-ля-ля и съели все печенье, остались одни обломки. Кот обиделся и исчез. Что нужно сделать, чтобы Чеширский кот появился полностью?

Дети: постряпать новое печенье.

Воспитатель: Хорошо, ребята, каждый возьмите обломки печенья и найдите второй обломок, чтобы получилась геометрическая фигура, (синий круг, красный квадрат, желтый овал и зеленый треугольник разрезанные попоплам, найдите себе пару. Видите, здесь есть волшебная пекарня, и здесь есть рецепты печенья, попробуем испечь печенье для Чеширского кота.

(на полу лежит ткань с 4-мя сегментами разных цветов: желтый, красный, синий, зеленый. На каждом сегменте «рецепт печенья» — карточка с заданием. Дети раскладывают блоки Дьеныша в соответствии с карточками)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Расскажите свои рецепты?

Дети: рассказывают свою карточку и показывают фигуру. (например, «Не синий, не красный, значит желтый; не большой, тонкий треугольник)

Здорово! Теперь Чеширский кот тоже попадет в гости к Шляпнику

Звучит волшебная музыка, Чеширский кот появляется полностью и затем проецируется картинка Чеширский кот за столом у Шляпника

V часть. Игровое упражнение Шляпник «Собираем гостей на чаепитие».

(количество и счет)

Воспитатель: Наконец — то Алиса и ее друзья попали на чаепитие к Шляпнику. Только вот Шляпник рассеянный, совсем забыл, сколько гостей он пригласил. Может, вы, ребята, поможете Шляпочнику посчитать гостей?

Дети называют гостей по порядку

Итак, самым первым в гости к Шляпочнику пришла Алиса, затем вторым пришел Кролик, потом третьей пришла Синяя гусеница и четвертый был Чеширский кот. Сколько всего гостей сидит за столом?

Дети: Всего 5 гостей сидят за столом

Воспитатель: А что там на столе у Шляпника? Нам на экране не видно, а вот смотрите накрытый стол. Рассмотрите его внимательно.

Дети: Шляпник все напутал

Воспитатель: сколько чашек стоит на столе?

Дети: Всего 4 чашки стоят на столе

Воспитатель: Всем хватает чашек?

Дети: Нет, одной чашки не хватает

Воспитатель: Правильно, надо добавить еще одну чашку, чтобы получилось 5.

Воспитатель: А сколько тарелочек на столе?

Дети: 3 тарелочки на столе

Воспитатель: Всем хватает тарелочек?

Дети: Нет надо добавить еще 2 тарелочки, чтобы получилось пять

Воспитатель: Смотрите-ка, а ложечек всем хватит?

Дети: На столе 2 ложечки, чтобы всем хватило, надо добавить еще 3 ложечки

Воспитатель: Правильно, какие мы молодцы, мы помогли Шляпнику накрыть на стол

VI часть. Дидактическая игра «Поможем Алисе вернуться домой».

Воспитатель: Как здорово, что вы помогли Друзьям Шляпника попасть на чаепитие! Но Алисе уже надо спешить домой, а нам с вами – в наш детский сад. Только как вернуться Алиса не знает.

Посмотрим на карту Страны Чудес и поможем Алисе вернуться домой.

Дети рассматривают план, на котором обозначены ориентиры и направление движения. Затем рассказывают Алисе, как пройти к выходу, называя ориентиры и направление движения.

Но прежде, чем приступить к работе, надо размять пальчики

Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких горошин»

Я приглашаю вас за столы и предлагаю помочь Алисе нарисовать карту. Я буду диктовать, а вы внимательно слушаете и рисуете, договорились?

Итак, от красной точки 2 клеточки вверх, затем 3 клеточки вправо, три клеточки вверх, две вправо, 5 клеточек вниз, 5 клеточек влево, вот и весь путь.

(воспитатель помогает ребятам, кто с трудом выполняет диктант)

Заключительный этап.

Воспитатель: Вот Алиса и вернулась обратно на полянку. Она навсегда запомнит свое удивительное приключение и добрых друзей, которые ей помогали. А мы с вами вернулись в наш детский сад.

Мы решили проблему Алисы? Какая была проблема?

А кто сегодня молодец? Почему?

Что вызвало затруднение?

Какое задание было самым легким?

Я уверена, что Шляпник и Алиса отблагодарили вас и в группе вас ждут сюрпризы

Источник: maam.ru