Конспект музыкального занятия «Георгиевская серебряная труба» для подготовительной группы ДОУ

Инна Михайловна Козлова
Конспект музыкального занятия «Георгиевская серебряная труба» для подготовительной группы ДОУ

Цель: Воспитание ценностного отношения к Родной стране.

Воспитание гражданских чувств.

Задачи: Развитие познавательного интереса у ребенка к истории России.

Формирование нравственного сознания ребенка.

Ход занятия:

Дети,маршируя, заходят в музыкальный зал накануне праздника » 9 мая — День Победы»,на груди у каждого —георгиевская лента.

Звучит песня «День победы».

Музыкальный руководитель : «Здравствуйте» (поёт,а дети отвечают,поют в ответ)

В этом месяце наша страна отмечает великий праздник. Кто знает как он называется?

Дети: Праздник Победы — 9 мая!

Музыкальный руководитель : (в руках держит георгиевскую ленточку)

Посмотрите ребята, сегодня у каждого из вас на груди пристегнут особенный бант.

Этот бант не похож на украшение. Эта лента,сложенная бантом и приколотая значком у вас на груди — символ.

В канун празднования Дня Победы каждый человек в России надевает его себе на одежду, на сумку или на антенну автомобиля. Георгиевскую ленточку,а именно так называется этот символ у вас на груди,одевают в знак памяти о героическом прошлом нашего народа,одевают в знак благодарности людям, защищавшим нашу Родину. Надевая эту ленту, мы говорим » Я- помню! Я- горжусь!» Как я уже говорила этот бант из ленты, в которой чередуются черные и желтые полосы называется «Георгиевской лентой».

Оранжевый цвет символизирует огонь,а черный — порох.

Георгиевскую ленточку всегда нужно размещать рядом со своим сердцем для того, чтобы отдать дань уважения ветеранам, которые защищали нас во время Второй Мировой Войны.

Носить ленточку на других частях тела не рекомендуется, это проявление неуважения к ветеранам.

Вам интересно ребята узнать почему ленту называют «Георгиевской»?

Дети: (ответы детей)

Музыкальный руководитель : Хорошо,сейчас мы всё-всё с вами узнаем!Давайте сядем на ковёр и закроем глаза. Я сейчас расскажу вам сказку!

«В одном городе правил царь. Город, которым он правил,процветал. Но недалеко от города в болоте поселился чудовищный Змий, который опустошал окрестности и пожирал людей.

Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище «изрыгало» из своей пасти огонь и войско не смогло даже близко подойти к Змию.

Чтобы избежать гибели всех людей, жители города были вынуждены каждый день приносить в жертву Змию своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери Елисавы, явился прекрасный юноша на белом коне – Святой Георгий.

Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее в чем дело, почему она плачет и дочь Царя рассказала ему о поганом Змие.

Георгий вышел на бой со Змием, одержал победу, избавил девушку и весь город от неминуемой гибели.

Так добро победило зло!

Жители города, пораженные чудом, стали прославлять Святого Георгия, пересказывать его подвиг и изображать его лик на картинах».

Вот такая прекрасная сказка,ребята! А сейчас давайте подойдем к нашему волшебному экрану и посмотрим на этого святого Георгия!

(показ иллюстрации на проекторе)

На темно-красном фоне изображен всадник в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. В руке у него копье.

Всадник поражает копьем черного Змия,а Змий- это зло.

Георгий Победоносец — это добро,он символизирует свет, добро, храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами.

Вот так и была создана лента Георгия, которая символизирует победу добра над злом и говорит нам о том, что «Всегда добро будет побеждать зло».

(Дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель : А вот интересно,на каком музыкальном инструменте мог бы играть Георгий Победоносец? Давайте мы сейчас угадаем этот музыкальный инструмент с помощью музыкальной загадки.

Звучит Триумфальный марш из оперы » Аида» (соло трубы)

Дети : Это труба!

(Музыкальный руководитель берет в руки трубу,обмотанную георгиевской лентой)

Музыкальный руководитель : Да,это звучала труба!Да,именно на трубе мог бы играть Георгий Победоносец. А вот почему наша труба сегодня «обвязана» георгиевской лентой — мы узнаем чуть-чуть попозже,а сейчас мы с вами встряхнемся и поиграем в игру » Трубач «.

Игра » Трубач»

«ТРУБАЧ»

На главной площади трубач

Бойцам играет сбор.

А конь под ним несется вскачь,

Летит во весь опор!

А конь под ним несется вскачь,

Летит во весь опор!

Исходное положение. В игре участвует 12 человек. Они выстраиваются по 4 человека шеренгами буквой П. В центре четверо человек стоят лицом к зрителям. Это — «всадники». Дети в боковых шеренгах (по 4 человека) — лицом друг к другу. Это — «трубачи».

Ход игры. На текст первых двух строчек дети в боковых шеренгах («трубачи») маршевым шагом идут по направлению друг к другу, останавливаются и на слово «сбор» имитируют игру на военной трубе, поднимая руку вверх.

На текст следующих двух строк «трубачи» не разворачиваясь, отходят на свои места. В то же время дети центральной шеренги («всадники») берут в руки воображаемые «вожжи» и галопом начинают двигаться лицом на зрителя, затем расходятся (по 2 человека) в разные стороны, огибая шеренги «трубачей» (движение то же — галоп).

Когда произносятся две заключительные строчки, «трубачи» поворачиваются в своих шеренгах друг за другом (спиной к зрителям) и продвигаются маршевым шагом вперед, занимая освободившиеся в центральной шеренге места (двое из одной, двое из другой). «Всадники» успевают доскакать до боковых шеренг и занять освободившиеся места «трубачей» (по 2 в каждой шеренге).

Игра повторяется с самого начала с новыми «трубачами» и новыми «всадниками».

Музыкальный руководитель: Ну вот,взбодрились, а теперь давайте послушаем, что это за музыкальной инструмент «труба « и где она использовалась раньше.

(Далее идёт беседа о трубе)

Труба относится к группе медных духовых инструментов. В древности трубу делали из рогов животных,которые играли очень громко,если в них с силой дули! Однажды была осада города Иерихон. На седьмой день священники стали обходить стены города, трубя в трубы. От их звука стены неожиданно рухнули. С тех пор есть такое знаменитое выражение «труба иерихонская» и означает оно очень громкий звук, «трубный глас».

Индийский музыкальный инструмент «Шофар» сделан из бараньего рога и на нем играли в иудейских храмах. В Скандинавии изготавливали инструмент из бивня мамонта – лур. Но потом,когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы. Так родилась » труба».

А дальше менялась толщина листа металла из которого делался инструмент, менялся и сам металл трубы (медь, бронза, серебро).Где же начали использовать трубу с её очень громким призывным голосом?Конечно же в армии!Трубы использовали солдаты,возвещая о Победе! Труба была сигнальным инструментом в войсках и в средние века её применяли в рыцарских церемониях, брали с собой в военные походы. В настоящее время мы можем услышать трубу на концерте в оркестре.

Труба придает музыкальному оркестру торжественность. Она может быть громкой, но способна и на тихий, мягкий звук. В духовом оркестре труба играет главную роль, она исполняет мелодию.

А сейчас мы снова поиграем.

Игра » Ты катись труба по рукам»

ход игры: дети стоят по кругу, по рукам идет игрушечная детская труба

(музыкальный инструмент ДОУ) и дети поют «Ты катись, катись труба, звонко звонко по рукам, у кого она осталась-тот сейчас сыграет нам»

По окончании песни, у кого труба- выходит на середину круга и громко трубит в неё.

(на своих занятиях я всегда держала в руках влажные дезинфицирующие салфетки для обработки, протирания горлышка трубы после каждого ребенка)

(после игры садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель : Ну вот мы с вами и подошли к завершению нашего занятия и наконец- то узнаем то, что «георгиевская ленточка» названа так в честь Георгия Победоносца, а теперь послушаем зачем наша труба сегодня обвязана

» георгиевской лентой».

Некоторые рода войск (артиллерия или саперы) не имели своих знамён. Зато необходимой принадлежностью почти всех воинских частей были трубы, рожки и барабаны, которыми подавались сигналы в походах. Именно из-за этого и возник обычай награждать отличившиеся в сражениях воинские части — серебряными трубами с лентами, которые позже и стали называть «Георгиевскими серебряными трубами».

Звучит музыка. Занятие заканчивается чтением стихотворения.

Георгиевскую ленточку

На грудь мне повязали

Прадедушки мои в войну

На фронте воевали.

У нас в родне о прадедах

Мы память верно чтим

Реликвию семейную

Их ордена храним.

Несу с огромной гордостью

Я алых роз букет,

Над нами небо мирное

Восьмой десяток лет.

Цветы к могилкам прадедов

Я скромно положу,

«Спасибо Вам за солнышко»

Тихонько им скажу

«За бабушек и дедушек,

За наших пап и мам,

За детство наше светлое,

За мир-спасибо Вам».

Георгиевская ленточка

Нет символа важней,

Он на груди красуется

У взрослых и детей.

Тех, кто добыл победу нам,

Пока наш чтит народ

Фашизм с ужасной свастикой

В России не пройдёт!

(стихотворение — Пётр Аристов, г. Великий Новгород )

Дети выходят из зала, представляя себя » трубачами», играют на трубе и маршируют под музыку.

«Трубы победы. Марш Преображенского полка»

(Трубы рогового оркестра из Санкт-Петербурга)

Источник: maam.ru